Меню

«Реклама больше не рок-н-ролл». Как кадровый голод сплотил уральских рекламщиков

Иллюстрация: Личный архив Алексея Парфуна

«Рекламная индустрия превращается в фабрику. А на фабрике не хотят работать рок-звезды. Утраченный престиж профессии привел к тому, что нам приходится бороться за молодежь», — говорит Алексей Парфун.

Сегодня в Екатеринбурге работает около сотни рекламных агентств, а в рекламной сфере в целом заняты свыше 10 тысяч человек. Но рынку мало. Практически в каждом агентстве есть, как минимум, одна открытая вакансия. При этом поиск нового сотрудника может тянуться месяцами. И это несмотря на то, что в рекламной индустрии Екатеринбурга работает около 10 тысяч человек.

Усложняет ситуацию высокая развитость агентского рынка: в городе работает 98 агентств, и все они очень нуждаются в кадрах. При этом, всех перспективных соискателей активно забирают крупные игроки, такие как AG Deltaplan, в котором уже работает более 300 сотрудников.

Как дикий кадровый голод и утраченный престиж профессии заставили объединиться участников рекламного рынка, DK.RU рассказал глава уральского отделения Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР Урал) и директор по развитию AG Deltaplan Алексей Парфун

 С чем связан такой серьезный кадровый голод?

 Рекламная индустрия перестала быть рок-н-роллом и стремительно превращается в фабрику. А на фабрике не хотят работать рок-звезды. Утраченный престиж профессии привел к тому, что нам приходится бороться за молодежь. Сегодня студенты и выпускники мечтают, скорее, о карьере в IT-компании, чем о работе в рекламном агентстве. 

Вторая беда  огромная пропасть между уровнем подготовки выпускников и реальными требованиями работодателей. Рынок рекламы стремительно развивается, практически все профессии трансформируются: компаниям требуются специалисты, которых еще не выпускают вузы.

Вузовское образование в лучшем случае дает хорошую теоретическую базу. В худшем  устаревший материал и неработающие инструменты. Знаний из учебников по маркетингу, написанным в прошлом веке, сегодня катастрофически недостаточно: мир изменился, и реклама вместе с ним. Вот и получается, что формально кадры на рынке есть, а реально закрыть вакансии невозможно  подходящих кандидатов нет.

— Высшее образование сегодня не ругает только ленивый. Осталось ли что-то хорошее в современных вузах?

 Конечно. Хороший вуз дает базу и фундамент  это скелет, на который при желании можно нарастить правильные мышцы и регулярно их прокачивать. Как раз для такой «прокачки» мы и придумали проект АКАР Практикум и запустили его на базе УрФУ. 30 марта стартует уже четвертый поток обучения.

В целом, на нашем рынке давно нет фетиша насчет профильного высшего образования, но его наличие  это негласный must have, мало работодателей рискуют брать соискателей без него. Хотя, безусловно, и среди суперзвезд рекламного рынка есть те, кто не имеет профильного или и вовсе не получил высшего образования. Главное не заниматься самообманом  они добирают за счет огромных вложений в самообразование.

 Когда и как родилась идея создать проект АКАР Практикум?

 Это случилось практически сразу после того, как начало работу Уральское отделение АКАР  осенью 2017 года. Многие рекламные агентства к тому моменту уже имели программы корпоративного обучения, и это помогало им решать тактические задачи по подготовке молодых специалистов при приеме на работу. Но проблема оказалась куда более масштабная, и решить ее можно было только сообща, объединив всех крупных игроков рынка. Так и родилась идея курса АКАР Практикум  проекта, максимально ориентированного на передачу практических навыков и актуальных знаний студентам, выпускникам и молодым маркетологам.

Программу курса мы составили, исходя из реальных потребностей агентств. Преподаватели   практики из рекламной отрасли. В качестве заданий  реальные кейсы. В общем, только практика только от практиков.

— Что входит в программу курса?

 Программа состоит из пяти образовательных блоков: исследования, digital, креатив, events, продажи. Система обучения выстроена таким образом,  чтобы смоделировать работу реального рекламного агентства. В начале занятий студентов разделяют на группы по 4-6 человек, каждой из которых выдается агентский бриф. Поэтапно проходя блоки курса, ученики шаг за шагом создают концепт рекламной кампании по выданному брифу. Защита дипломных работ также максимально приближена к защите рекламного агентства перед клиентом, за одним исключением  на месте рекламодателя находится оценочная комиссия.

После защиты проектов ученики получают диплом маркетолога, рекомендованного АКАР.

 Меняется ли программа с течением времени?

 Конечно, перед каждым новым набором мы проводим своеобразный апгрейт. Так, например, на предыдущих потоках всем группам студентов мы раздавали разные брифы, а в этот раз планируем погрузить учеников в реалии подготовки к тендеру  все группы будут работать над одним и тем же брифом. Это создаст максимально конкурентную среду, как в жизни. На защите дипломных проектов комиссия, в составе которой будет и представитель клиента, определит лучшее предложение.

Еще одно важное нововведение четвертого потока  гарантированная стажировка для лучших студентов. Ученики, которые посетят не менее 90% лекций, будут активны в подготовке итогового проекта и успешно его презентуют, смогут пройти стажировку в агентствах, входящих в состав АКАР Урал. А где успешная стажировка — там и трудоустройство.

— Можете ли вы сегодня оценить эффект от запуска проекта?

 Этот проект  своего рода «мост» между тем, что дает вузовское образование, и тем, чего требует рынок от кандидатов. Я рад, что нам удалось этот мост построить и наладить движение по нему. Агентства получили возможность найти среди студентов подходящие кадры, дать им недостающие знания и взять на работу.

На данный момент обучение прошли около 150 студентов, каждый десятый получил работу в агентстве или на стороне клиента. Это очень хороший результат.

Кроме того, в ходе реализации этого проекта мы получили побочный (но не менее важный) эффект - своеобразный нетворкинг для будущего профессионального сообщества. Участники курса познакомились друг с другом и с коллегами по цеху. Плоды образования такого комьюнити мы обязательно увидим в будущем. Сейчас коммуникация в рекламном сообществе города только начинает налаживаться, а через несколько лет это будет очень сильный альянс, готовый защищать интересы участников рынка.

 АКАР Практикум был запущен в сентябре 2017 года. За полтора года вы выпустили на рынок порядка 150 «прокачанных» маркетологов. Что дальше, как будет развиваться проект?

 Сейчас мы планируем выйти в другие города Урала. На стадии запуска схожий проект в Челябинске: в мае там стартует образовательный курс в формате интенсива. В дальнейших планах  выход на Тюмень. Надеюсь, что следующим этапом станет присоединение к АКАР Урал агентств из этих городов.