«К людям, занятым в рекламе, отношение такое, будто они только и умеют, что писать красными буквами: «40%! КУПИ!». Хорошая реклама — это когда не впаривают, а мило соблазняют, при этом говоря правду».
Работать в рекламной индустрии сегодня немодно. Престиж профессии, а с ним и качество рекламы, особенно в регионах, стремительно падает. Екатеринбургу в этом смысле повезло чуть больше, но отношение к рекламе и рекламщикам все равно менять необходимо, — уверен Артем Филимонов.
Справка DK.RU
Креативный директор Possible Group
В рекламной индустрии уже более 10 лет, за это время успел поработать с такими клиентами, как Ford, Mercedes-Benz, Kaspersky Lab, Mail.ru, Alibaba Group, Эльдорадо, LENTA Retail, X5 Retail, Utkonos.ru, Tuborg, Pepsi, Lay’s, Bayer, Petrovax Pharm, Solopharm, Сбербанк, НКО «Дети Наши», НКО «Белая трость», WWF, United Nations и др.
— Реклама в нашей стране — ад. Она местами омерзительная, часто непрофессиональная, иногда просто очень странная. Даже в столице хватает плохой коммуникации с потребителем, но в некоторых регионах ее прямо средоточие. Екатеринбург в этом плане, наверное, один из самых красивых, продуманных и креативных городов. Неудивительно, что единственный город в стране, кроме Москвы, где прошел Национальный рекламный форум, это именно Екатеринбург. Здесь классные внутренние спикеры, и реклама на хорошем уровне.
В регионах народ вообще посвободнее, попроще. В Москве очень много людей работает в крупных корпорациях — они живут в системе, которую не сломать. Они вынуждены делать подчас тот «бред», в который даже сами не верят. Вот почему в рекламе крутых мировых брендов иногда происходят странности и глупости, которые уже неактуальны. Однажды я делал наружную рекламу для одного международного бренда. И самое смешное, что мы придумывали и делали макет меньше, чем после ругались в переписках с клиентом. В какой-то момент мне даже пришлось просить защиты в центральном офисе в Германии, потому что решить вопрос с московским отделением было попросту невозможно.
Для Екатеринбурга такие проблемы транснациональных компаний-гигантов актуальны в меньшей степени. Но есть и другая сторона медали. Люди в регионах смотрят и думают: «Хм, в суперкорпорациях так делают рекламу, наверное, это актуально».
И часто повторяют не то, что следовало бы — повторяют ошибки, рожденные из-за бюрократических проблем транснациональных гигантов.
За границей в рекламе те же беды. Раньше, когда я видел иностранных спикеров на профильных конференциях, думал: «О, ты мне расскажешь всю правду. Я просветлею, и классная реклама станет получаться сама собой». Никогда так это не работает. Сколько я ни ходил по форумам и лекциям — и в России, и за границей — никто никакой правды мне так и не раскрыл. Самое полезное, что я узнал: у них такие же проблемы, как у нас.
Например, Нью-Йорк всегда мне казался сказочным миром, где все рекламщики — гении, а заказчики — ангелы, которые покупают и легко утверждают смелые творческие идеи. Но, послушав американских спикеров, я узнал, что это не так. А вывод какой? Просто надо очень много работать. Ведь, несмотря на то, что в Нью-Йорке такие же беды с заказчиками, реклама там классная. Они могут придумывать и защищать сильные яркие концепции, и мы сможем, надо просто больше верить и пробовать.
Развитие рекламы сильно будет зависеть от того, как будет развиваться интернет, и насколько быстро его запретят. У нас очень много вещей цензурируется. Запретили LinkedIn, хотят запретить Telegram, постоянно вводят новые «лигалы» в ТВ-эфир. Такое ощущение, что силы агентств брошены не на разработку креатива, а на обход запретов. Творческая составляющая уже уходит на второй план. А что такое хорошая реклама? Это когда тебе не впаривают, а мило соблазняют. Когда реклама настолько располагает, что ты сам хочешь что-то купить. Для этого нужно говорить правду.
А когда медиа цензурируются, говорить «по-человечески» становится сложнее. Чем меньше будет цензуры, чем больше свободы, больше начнут думать про людей, а не про нарушения законодательства, тем быстрее реклама станет лучше.
Когда ты говоришь открыто и правдиво, это всегда видно, с этим нельзя конкурировать.
Люди, которые занимаются рекламой — это социальные психологи и инженеры, это реально крутые художники и потрясающие писатели. Почему к ним такое отношение, что они только и умеют, что писать красными буквами на желтом фоне «40%! КУПИ!»? Это не так! Хочется, чтобы поменялось отношение. Для этого нужны яркие личности и мероприятия.
В прошлом году, например, я был на премии Red Dot Design Award в Берлине и обратил внимание на то, что в городе было очень много рекламы этого события — билборды, брендированные автобусы, макеты в прессе... Просто FIFA какая-то! И это правильно. Мы должны вырасти из формата «какой-то фестиваль для фриковатых рекламщиков» и делать профессиональные события значимыми для города. Вот у вас в Екатеринбурге проходил Национальный рекламный форум, в следующем году будет второй. Каждая собака должна о нем знать!
Иногда о том, что проходит рекламный форум, надо говорить даже тем людям, которые к рекламе не имеют никакого отношения. Потому что такие мероприятия точно помогают сделать нашу профессию престижной и интересной, привлечь больше талантливых людей и повысить качество рекламы, в конечном итоге.
Подготовила Мария Ефремова, специально для DK.RU