В «Ренове» основательно подготовились к расширению аэропортового бизнеса. В распоряжение «ДК» попал проект группы по реконструкции международного воздушного порта Курумоч в Самаре. Согласно плану б
В «Ренове» основательно подготовились к расширению аэропортового бизнеса. В распоряжение «ДК» попал проект группы по реконструкции международного воздушного порта Курумоч в Самаре. Согласно плану будет создано совместное предприятие Самарской области и ОАО «Аэропорт Кольцово». Доля инвестора в СП составит не менее 75% минус 1 акция. Он обязуется обновить аэровокзальный комплекс, вложив до 2020 г. 6 млрд руб. (из них 3,43 млрд — до 2013 г., в строительство нового терминала). От государства ждут 2,53 млрд руб. — на развитие аэродромной инфраструктуры. На этой неделе представители «Реновы» собираются представить проект самарскому губернатору Владимиру Артякову.
Схожий план в Кольцово подготовили и для международного аэропорта Нижний Новгород (МАНН). Здесь еще два претендента на роль УК: предварительный отбор на региональном конкурсе прошли «Новапорт» Романа Троценко и фонд «Региональные программы» (руководитель — бывший директор Шереметьево Сергей Беляев). По условиям тендера победитель должен выкупить в ходе допэмиссии 73% акций МАНН (стоимость порядка 710 млн руб.) и вложить в реконструкцию не менее 3,3 млрд руб. Смотр инвесторов завершится до конца октября. Антон Федотов, заместитель гендиректора Кольцово по инвестициям, подтвердил «ДК», что намерения «Реновы» в отношении МАНН самые серьезные. «Наш стратегический план включает управление примерно семью крупными региональными аэропортами. Схемы собственности и прихода инвестора могут варьироваться, но мы не зайдем туда, где будет меньше контрольного пакета», — подчеркнул он.
Цель экспансии «Реновы» — заработать на региональном пассажиропотоке в обход транзитной Москвы, последовательно заходя все в новые города. В каждой точке будет собственная УК, созданная при участии Кольцово. Екатеринбургский аэропорт, куда «Ренова» пришла в 2003 г., стал моделью авиабизнеса — ее растиражируют. Гендиректор Кольцово Евгений Чудновский на недавнем заседании транспортного комитета Госдумы высказался ясно: «Региональные аэропорты управляются неэффективно. Зачастую там происходят вещи, интересные для следственных органов. Нужно создать несколько новых УК. В числе инициаторов мы видим и себя». Г-н Федотов дополняет: «Мы достигли экспертного уровня в управлении Кольцово и готовы экспортировать технологии». Так, топы Кольцово будут командированы в новые воздушные порты «Реновы».
Г-н Чудновский также напомнил, что в Кольцово строится последний по инвестпрограмме объект инфраструктуры — грузовой комплекс. «Нам, по сути, больше ничего не надо. Пропускной способности уже сейчас хватит, чтобы обслужить пассажиропоток, больший в три раза. Для нас единственная возможность развития — региональные перевозки, стыковочные и транзитные рейсы. Зона охвата аэропорта, таким образом, серьезно увеличивается за счет региональных самолетов, притока пассажиров в региональные аэропорты, а не в Москву».
Олег Пантелеев, руководитель аналитического агентства «АвиаПорт», сомневается, что точки входа выбраны верно. «Например, МАНН — не самый привлекательный актив для инвестирования. Никакой транзит через Нижний Новгород придумать невозможно. В 400 км от него — Москва, пассажиры предпочитают совершать промежуточную посадку там, — поясняет он. — Вторая проблема — слабые пассажиропотоки. Нижний — город машиностроителей, уровень доходов там не самый высокий, а наземные виды транспорта хорошо развиты». По мнению эксперта, то, что нижегородские власти хотят увидеть на месте нынешнего аэропорта, существенно превосходит потребности города.
Но Кольцово видит потенциал в том, чтобы применять в аэропортах технологию хаба: подтягивать пассажиров из ближних городов и отправлять их за границу. Для развития маршрутной сети «Ренова» намерена завести в семь региональных портов авиаперевозчиков из Кольцово. По мнению экспертов, именно при его содействии 20 октября в Самару пришел арабский дискаунтер flydubai. Неделей раньше первым городом в России для перевозчика из ОАЭ стал Екатеринбург. Однако основной партнер экспансии — авиакомпания «Регион-Авиа».
Ее выбрали, чтобы развивать в Кольцово ближнемагистральные перевозки (до 1000 км). «На самом деле есть несколько зон охвата, которые зависят от емкости самолетов. Когда они развиваются равномерно, растет пассажиропоток», — комментирует Антон Федотов. Цели авиакомпании и «Реновы» совпали, но парк «Регион-Авиа» сейчас недостаточен для масштабной экспансии: у перевозчика восемь самолетов Embraer-120ER и столько же Ан-28. Поэтому Кольцово рассматривает возможность работать и с другими владельцами небольших воздушных судов — «РусЛайном» и Dexter. Последняя выступает в Кольцово как служба авиатакси для VIP-пассажиров, но планирует открыть регулярные рейсы из Екатеринбурга в Челябинск и Пермь.
Экспансию «Реновы» осложняет структура собственности в региональных аэропортах. Показательна Самара: авиационный ангар принадлежит авиакомпании-банкроту «Самара», высокодоходные VIP-терминал, цех бортпитания, парковка и даже земли вокруг аэропорта — стороннему собственнику. Фактически Курумоч лишь арендует федеральное имущество и терминал. И здесь уже назревает конфликт. «Структура собственности на объекты инфраструктуры — препятствие для дальнейшего развития аэропорта», — недвусмысленно говорится в плане, подготовленном в Кольцово.
Инвестиции в международный аэропорт Курумоч
до 2013 г. |
3,43 млрд руб. новый пассажирский терминал (39 тыс. кв. м) |
32 млн руб. временный зал прибытия ВВЛ |
200 млн руб. наземное оборудование и инфраструктура |
до 2020 г. |
2,024 млрд руб. расширение здания терминала на 23 тыс. кв. м |
200 млн руб. реконструкция под офисы существующего терминала |
180 млн руб. многоуровневая парковка на 300 мест |
Источник: аэропорт Кольцово.