Компания «Этажи» вышла из Уральской палаты недвижимости — федералы считают, что рынок в городе устарел и находится на грани самоубийства. Местные игроки убеждены: «Этажи» не потянули Екатеринбург.
Екатеринбургский офис федеральной риелторской компании «Этажи» вышел из состава Уральской палаты недвижимости (УПН). Директор «Этажей» в уральском мегаполисе Александр Бабушкин пояснил: сегодняшний рынок недвижимости, в частности вторичного жилья, контролируемый УПН, тормозит сам себя. Продавцы квартир должны заключать эксклюзивные договоры с риелторами, а это сдерживает рынок при переходе на качественно новый сервисный уровень.
«Мы за здоровую рыночную конкуренцию, которая заставит бегать каждого риелтора и развиваться сами компании. Что происходит сейчас: подписав договор на продажу квартиры на вторичном рынке, риелтор привязывает к себе продавца и ждет, когда ему позвонит горячий покупатель. Покупатель не звонит. Рынок стоит. И каждый продавец, у которого не продается квартира, нервничает, считает всех риелторов бесполезными наростами на теле общества. В случае с открытой конкуренцией продавец максимально быстро сможет получить реального покупателя, а это значит, рынок быстрее выйдет из сложившейся ситуации самоубийства. Мы не агитируем полностью отказаться от эксклюзивности, мы лишь за новую степень свободы покупателей и продавцов. «Этажи» работают в 40 городах, где эксклюзив не является основным правилом — рынки там эффективнее. Наш выход из состава УПН — это желание развиваться в ногу со временем. Эксклюзивный рынок — это прошлое», — пояснил г-н Бабушкин.
Напомним, УПН — объединение участников рынка недвижимости региона, работающее с 1995 г. Среди партнеров палаты — Российская гильдия риелторов и ряд региональных ассоциаций агентств недвижимости. На сегодня в УПН состоят более 250 участников.
Екатеринбургские игроки в разговоре с DK.RU высказались о решении руководства «Этажей» — на их взгляд, компания не справилась с работой на развитом рынке уральского мегаполиса и под видом будущего предлагает риелторам и горожанам вернуться к уже пройденному этапу.
Дмитрий Гусев, генеральный директор ГК «Ярмарка»:
«Все наоборот. Неэксклюзивный рынок — это прошлое, а эксклюзивный — настоящее и будущее. Просто у «Этажей» практически все технологии заточены под работу на рынке с неэксклюзивными договорами, а в иной ситуации они не очень хорошо себя чувствуют – им бы подучиться. Неэксклюзивный рынок — это мутная вода, а некоторым проще ловить рыбу именно в мутной водичке».
Николай Савин, президент ЦН «МАН»:
«УПН работает больше 20 лет. Да, там есть некоторые косные моменты — например, когда участников палаты пытаются судить не по Гражданскому кодексу, а по собственному кодексу этики. Но сейчас заметен четкий тренд: работу риелторов критикуют, ставят саму профессию под большой вопрос. На этом фоне роль сообщества, профобъединений должна расти — нужно поднимать значимость профессии, качество работы, заниматься стандартами, сертификацией игроков, аттестацией, обучением специалистов. Это дело именно профессиональных объединений. Можно, конечно, заниматься этим всем в рамках одного ООО, заявляя, что мы другие и живем по-новому, но это очень дорого. Какой смысл создавать курсы для риелторов, платить зарплату преподавателям, обучать тысячи людей и выпускать их на рынок, когда можно просто заниматься риелторской деятельностью и пользоваться существующей инфраструктурой. Если «Этажам» не нравится УПН, нужно было не выходить оттуда, а что-то менять в организации. Вместо того чтобы создавать свою УПН на базе компании, изобретая тем самым велосипед. А неэксклюзивные договоры очень часто не дают результата ни клиенту, ни агентству недвижимости. Да, клиент доволен, что на него поработали сто риелторов, но это не залог успеха. Если вы хотите купить, к примеру, турпутевку, то на стадии предварительного отбора рассматриваете разные предложения, но когда настает время определиться, покупаете одну путевку у одного агента. Так что неэксклюзивность — это как крысиные бега, соревнование, кто кого быстрее укусит. В итоге, конечно, кто-то победит и заработает свою комиссию, а остальные окажутся пострадавшими — набегаются, но останутся ни с чем».
Михаил Дэви, генеральный директор компании «Урал-Эстэйт»:
«В Екатеринбурге традиционно работает цивилизованная схема — в основном агентства недвижимости имеют дело с эксклюзивными договорами. Есть инструмент, который позволяет всем успешно продавать объекты — сайт УПН и объединенная информационная база. И все знают: если объект в базе, значит, собственник адекватный и точно его продает, а не только подумывает об этом. Что есть эксклюзивный договор, а все бумаги — в агентстве. «Этажи» же попытались реализовать в Екатеринбурге схемы, которые работают в других городах, где изначально рынок был неэксклюзивным. Там они могут довольно успешно продвигать свой интернет-ресурс и конкурировать с местными игроками. В нашем городе так не получилось — на эксклюзивном рынке они недостаточно сильны: не хватает рекомендаций, потому что росла компания слишком быстро. Плюс в штате масса новичков и почти нет опытных агентов со своей клиентской базой — так что продавать-то нечего. «Этажи» обращались в УПН, чтобы размещать на своем портале объекты, выставленные на сайте палаты, но понимания не встретили. И тогда компания решила половить рыбку в мутной воде. По сути они ведь предлагают наводнять информационный рынок одинаковыми объявлениями, в том числе фейковыми — чтобы завлечь клиентов в офис, а там уже обработать по определенной технологии. Но в Екатеринбурге это обречено на провал — здесь рынок сформирован и доказал свою эффективность, а люди знают, чему можно верить, а чему нельзя. Я уважаю руководителей «Этажей» за активность и энергичность. Их бы энергию в нужное русло, компания могла бы стать очень успешным игроком на нашем рынке.
Для Екатеринбурга демарш «Этажей» — плюс, он придаст дополнительное ускорение развитию системы партнерских продаж УПН. Схема такова: договор заключается с одним агентством, а оно обещает часть своего вознаграждения любому другому агенту, входящему в информационную базу. То есть договор один, но с ним могут работать сразу две тысячи продавцов, активно мотивированных деньгами. Такая система успешно работает на развитых рынках США и Канады — там 80-90% квартир продаются по аналогичной схеме. Это гораздо прогрессивнее и эффективнее, чем предложение «Этажей».
Игроки из других регионов, где также представлена компания «Этажи», прокомментировали DK.RU, что методы работы федерала вызывают много вопросов. Вячеслав Горюнов, президент НП «Омский союз риелторов»:
«Как можно ставить под сомнение благо эксклюзивности договоров для рынка, мне не понятно — это истоки профессии, которые закреплены веками в цивилизованных странах. У Омска, Екатеринбурга игроки из других регионов всегда учились выстраивать эксклюзивный рынок, а теперь вдруг оказывается, что это тупиковый путь. Эксклюзивность появляется там, где работают сильные компании, которые не сегодня открылись. И такая схема закрепляет отношения риелтора и клиента доверительным образом. С методами работы «Этажей» нам приходилось сталкиваться — их псевдо-стратегия ведет только к обманутым ожиданиям клиентов. Их принцип — хаос. В хаосе что-нибудь да выстрелит. Это машина по зарабатыванию денег — хорошая, технологичная, но машина. Если человеку нужно такое отношение, он должен идти к федеральному игроку. Если же ему важно внимание и доверие, то он клиент компаний-участников региональных риелторских объединений».
«Я не отметаю новые подходы, но остаюсь сторонником классической модели. Потому что убежден: исходить нужно из качества услуги, а оно возможно только при эксклюзивном договоре. На мой взгляд, схема, предлагаемая «Этажами», ошибочна – да, она может приносить серьезную прибыль компании, особенно на первоначальном этапе, но в целом на пользу рынку не пойдет».