Меню

Рестораторам Екатеринбурга предлагают заработать на уличной еде

Рестораторам Екатеринбурга предлагают заработать на открытии точек стрит-фуда со здоровой едой — с прицелом на толпы болельщиков, которые приедут в город на матчи футбольного ЧМ. Бизнесмены думают.

Екатеринбургский архитектор-дизайнер Елена Остапова создала павильон уличной еды, который может прийти на смену точкам на колесах, где торгуют хот-догами, шаурмой и китайской лапшой, и киоскам в составе остановочных комплексов, где можно купить самсу, шашлыки и др. быструю еду. По словам автора проекта, сфера street-food в последние годы заметно модернизируется — сосисочные для малоимущих заменяются современными структурами здоровой и экологичной еды для деловых людей, живущих на высокой скорости — у которых нет времени ждать обслуживания в кафе и ресторане, но ежедневно есть хот-доги тоже не хочется.

Проект павильона г-жа Остапова разрабатывала для международного конкурса Gourmet Street Food, который прошел в 2015 г. в Берлине — местные власти сочли, что на центральной площади города Александерплатц должны стоять современные стрит-фуд точки.

«Во время работы над проектом я изучила рынок и осознала: в России, в том числе в Екатеринбурге, стрит-фуд культуры нет вообще — колесные киоски с шаурмой рассматривать всерьез не стоит. При этом в ряде мегаполисов в 2018 г. пройдут матчи футбольного чемпионата мира — приедут толпы болельщиков, а это не та публика, которая ходит по кафе и ресторанам. Их нужно достойно встретить и накормить быстрой вкусной пищей. Этот вопрос еще не поднимался — все разговоры о стадионе. Не удивлюсь, если темой общепита займутся в самый последний момент, и в итоге мы увидим в фан-зоне привычные палатки с шаурмой и синие биотуалеты. XXI век, на Марсе воду нашли, а мы встретим болельщиков со всего мира таким вот образом», — комментирует Елена Остапова.

В павильоне, разработанном Еленой Остаповой, есть общественный туалет и пандус для маломобильных граждан. На раздвижных дверях установлены столики.

На крышу можно установить солнечную батарею или более актуальный для российских широт электрогенератор – чтобы он вырабатывал энергию для плиты и прочего оборудования. Корпус павильона можно делать из вторичных материалов – это удешевляет конструкцию.

По мнению архитектора, создать стрит-фуд проекты с перспективой заработать на Мундиале могли бы рестораторы города — если, с их слов, в стационарных заведениях клиентов в кризис стало ощутимо меньше, то можно задействовать этот сегмент сферы общепита. Причем г-жа Остапова убеждена: «обкатать» павильоны нужно заранее, установив их, к примеру, в городских парках и в местах социально активных — например, у КРК «Уралец», в центре мегаполиса, так как там круглогодичный трафик. К этому лету можно было бы открыть около пяти таких точек. После ЧМ-2018, по мнению архитектора, павильоны тоже можно эксплуатировать — в парках, на площадях, в центральной части мегаполиса в местах скопления горожан.

«Почему красивый павильон с общественным туалетом не будет эффективен? В городах Европы офисные работники не брезгуют перекусывать в точках стрит-фуда, потому что там представлены блюда совершенно иного уровня, чем сейчас у нас — есть здоровая пища. Думаю, было бы хорошо рассредоточить по центральной части города 15-20 таких точек», — полагает г-жа Остапова.

Отметим, что во время предыдущего чемпионата мира, который прошел в 2014 г. в Бразилии, было создано более 12 тыс. временных рабочих мест, связанных с оказанием услуг питания на стадионах. Услугами этих точек воспользовались более 3,1 млн человек.

Рестораторы Екатеринбурга видят в идее архитектора смысл — во всем мире здоровый и качественный стрит-фуд набирает обороты, а в последнее время и в России стала популярна быстрая еда ресторанного уровня — например, широко распространены бургерные, в том числе, в Екатеринбурге. По словам владельца «Ресторана №1» Алексея Нагорнова, проекты с бургерами и сендвичами есть у рестораторов Аркадия Новикова («Фарш», «Рыбы нет») и Александра Раппопорта (первый этаж ресторана «Воронеж»).

«Я был недавно в Москве — в «Фарше», в «Воронеже». Бургеры там классно сделаны: у г-на Новикова стоимость одного — порядка 800 руб., у г-на Раппопорта — 680-700 руб. Все, что здорово и вкусно, стоит дорого. Не уверен, что горожане готовы столько платить. Да, во всем мире качественный стрит-фуд востребован, но там и уровень доходов у людей выше. Поэтому у нас владельцы павильонов с едой не вкладываются во внешний вид, в эстетику — это удорожает конечный продукт. Я обеими руками за открытие качественных стрит-фуд точек и сейчас обдумываю пару таких проектов, однако будет ли спрос на быструю еду высокого уровня — вопрос. Нужно тщательно просчитать экономику», — комментирует г-н Нагорнов.  

Вместе с тем шеф-повар Франческо Спампинато в конце января открыл в ТЦ «Успенский» пицца-бар «Пицца аль Тальо», идея которого — альтернатива традиционному уральскому фаст-фуду вроде хот-догов, хачапури и шаурмы. Заказ готовится в течение нескольких минут и может быть оформлен на вынос. Ранее г-н Спампинато в интервью ЕТВ признавался, что считает фаст-фуд перспективным направлением развития.

Добавим, что горадминистрация ведет учет нестационарных торговых объектов на земельных участках Екатеринбурга — принята схема их размещения на 2015-2016 г., на ней отмечены торговые точки, а также павильоны, где оказывают автосервисные и бытовые услуги плюс услуги общепита — стрит-фуд. При разработке схемы мэрия принимала заявки от предпринимателей на включение в документ. В схему не вошли павильоны, владельцы которых накопили большие долги по платежам за землю, те, что размещены на территориях жилых многоквартирников, и киоски, нарушившие целевое назначение участка — например, земля отведена под продуктовый павильон, а там работает закусочная. В итоге в Екатеринбурге стало на 200 объектов меньше.

Известно, что сейчас идет разработка концепции такой схемы на 2017-2018 гг. — в ней найдется место только для 3 тыс. объектов вместо сегодняшних 3,5 тыс. Отметим, что ранее городские и областные власти заявляли о готовности сферы общественного питания Екатеринбурга к приему гостей ЧМ-2018 — в целом по количеству объектов сеть общепита нареканий и опасений не вызывает.

Напомним также, что на прошлой неделе в Москве было снесено 97 из 104 объектов торговли, расположенных рядом со станциями метро и признанных самостроями — в том числе точек, где торговали шаурмой. Екатеринбургское бизнес-сообщество восприняло «ночь длинных ковшей» неоднозначно, а президент межрегиональной общественной организации  «Деловые люди» Ольга Косец сообщила: «Москва — пилотный проект, на ней схему протестировали. Дальше — регионы».