«Следователь на свое усмотрение трактует действия как носящие преступный умысел, а суд, как правило, идет у него на поводу. Если же рассматривать дело будут присяжные, обвинению придется доказывать».
Председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев предложил распространить суд присяжных на большинство уголовных дел о тяжких преступлениях, в том числе по предпринимательским статьям, пишет «Коммерсантъ». Об этом г-н Лебедев сказал на совещании судей федеральных судов: как он пояснил, о возможном расширении подсудности дел присяжным говорилось в поручении президента Владимира Путина после его встречи с членами президентского Совета по правам человека.
На уровне субъектов федерации присяжные в прошлом году рассмотрели 273 дела в отношении 419 обвиняемых и оправдали 80 из них, а в районах — 153 из 585 подсудимых. Распространить суд присяжных на новые дела, в том числе мошенничество и растрату, личная инициатива главы Верховного суда, сказал он. Но идея пока не сформулирована и не направлена в администрацию президента.
Кроме того, Вячеслав Лебедев предлагает и дальше декриминализировать уголовное законодательство. Так, предполагается перевести в разряд административных правонарушений кражи в размере до 2,5 тыс. руб. с банковских счетов или электронных средств, за которые сейчас предусмотрено до шести лет лишения свободы для лиц, совершивших такое нарушение впервые.
Кроме того, он указал, что обвинение по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем) «нередко предъявляется без достаточных оснований», поэтому обоснованность таких обвинений стоит проверять с повышенным вниманием.
Суд присяжных — это максимальная состязательность в уголовном судопроизводстве, а по экономическим делам это особенно важно. Основная часть обвинений выдвигается по статье 159 УК (мошенничество). Сегодня следователь на свое усмотрение трактует действия как носящие преступный умысел, а суд, как правило, идет у него на поводу. Если же рассматривать дело будут присяжные, обвинению придется доказывать, что действия предпринимателей, причинившие кому-то ущерб, были заранее спланированы, а не стали, скажем так, стечением обстоятельств. А доказать это не так-то легко, — сказал газете уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов.
Положительно оценивает инициативу о расширении уголовных составов, которые смогут рассматривать присяжные, и президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко: «Разница очевидная — присяжные выносят, как было объявлено сегодня, до 26% оправдательных вердиктов на фоне 1% у обычных судей».
Впрочем, ввод суда присяжных для рассмотрения дел о мошенничестве в особо крупном размере является крайне субъективным критерием, который полностью находится в руках следователя и зависит от того, какое он предъявит обвинение и как посчитает ущерб, говорил еще в 2018 г. партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Вадим Клювгант. По его мнению, лучше подошел бы универсальный критерий: любой человек, не согласный с предъявленным обвинением, имеет право на рассмотрение дела судом присяжных.