DK.RU собрал прогнозы бизнесменов Урала на 2016 г. по разным рынкам — чего они ждут и что советуют партнерам. Во время каникул читайте также лучшие материалы 2015 г. на главной странице портала.
Коммерческая недвижимость
Константин Октаев, аналитик Уральской палаты недвижимости (УПН):
«Либо начнется исход частных инвесторов и на рынке останутся только профучастники, которые зарабатывают именно на управлении и эксплуатации, либо рынок покажет определенную деградацию, и вновь будет проходить прошлые этапы, в том числе возвращение частных инвесторов. Сегодня он находится на перепутье и дальнейший сценарий его развития не видится однозначным».
Андрей Бриль, полпред Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области:
«Основная коррекция арендных ставок прошла, и мы не видим оснований для дальнейшего их снижения в течение года. Дальше рынок постепенно будет забирать пустующие квадратные метры — новых объектов ведь сейчас не закладывается. В течение двух-четырех лет с рынка коммерческой недвижимости должно уйти текущее предложение и образоваться дефицит. На это время у нас есть два сценария для развития: строить дешево, коряво, распродавать и убегать от клиентов — так, чтобы они нас не нашли. Многие игроки этот сценарий реализуют. К ним нет претензий — они выживают, как могут. Но есть другой вариант: переход к созданию качественных форматов, вход в новые проекты с таким настроем. Это правильный сценарий. Но любые красивые призывы упираются в экономическую ситуацию. А главный вывод: с новыми проектами спешить не надо».
Михаил Хорьков, аналитик УПН:
«По итогам года в офисном сегменте объемы поглощения площадей будут отрицательными. Нулевое поглощение — реальность текущего рынка. Для всех сегментов».
Виталий Хиль, глава екатеринбургского представительства компании «Логопарк.ру»:
«Без наличия пула арендаторов или покупателей никто сейчас строить склады не будет. Это факт. Так что новые проекты станут развиваться в формате build-to-suit. Дефицит качественных спекулятивных проектов классов А и В сохранится. В следующем году ждать снижения ставок не стоит — они, напротив, могут скорректироваться вверх на уровень коммунальных платежей. Ставки и так уже находятся на психологическом минимуме, ниже которого девелопер не готов идти. Даже несмотря на то, что следующем году уровень вакантных площадей может подрасти на 5-7% — готовится переезд ряда крупных арендаторов на собственные складские площадки, и на какое-то время на рынке появятся дополнительные площади. Но к концу 2016 г. показатель может вернуться на сегодняшний уровень — 2-3%».
«Если говорить о качественных масштабных проектах складской недвижимости, то новых мы не наблюдаем. Строиться будут разве что небольшие комплексы на 1,5-2 тыс. кв. м., которые компании возведут для собственных нужд на недорогих землях в промзонах».
Жилая недвижимость
Андрей Бриль, полпред Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области:
«Рынок изменился, и быстрого восстановления не будет. Поддержать его могут только господдержка ипотеки на первичном и вторичном рынке и девальвация рубля — как бы цинично это ни звучало. Надеемся, что через два-четыре года ситуация начнет восстанавливаться. Демпинга никто больше не дождется, падения цен на квартиры не будет. Потому что затраты девелоперов известны — снижаться стоимости метров некуда, это печальная реальность. Да, объемы стройки уже падают и еще упадут, только идиот сейчас закладывает новые объекты. Но вместе с тем сегодня вся активность девелоперов сконцентрирована на жилых проектах, причем на самых простых форматах — раз уж развиваемся без заемных средств. Поэтому в итоге объемы ввода жилья в городе продолжат крутиться вокруг цифры в 1 млн квадратов — то падать, то подниматься».
Валерий Ананьев, гендиректор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс»:
«В то, что готовое жилье будут продавать с дисконтом, я вообще не верю. Рано или поздно его все равно купят. Так что логики в ожиданиях падения цен на жилье я не вижу».
Татьяна Деменок, президент-элект Российской гильдии риелторов:
«Уменьшение объема сделок с недвижимостью в стране составит 20-30%, на столько же снизятся цены, объемы строительства сократятся. Но мы не ожидаем сильного обвала рынка, рассчитываем на поддержку государства, местных органов власти. Вообще этот кризис отличается от предыдущих, он структурный, дна у него не будет. Восстановление ситуации ожидаем только в 2019-2020 гг.».
Загородная недвижимость
Павел Боровиков, директор по продажам и маркетингу Pine Creek Golf Resort:
«В следующем году рынок ждет снижение клиентской активности в эконом-сегменте, уменьшение интереса к готовым домам неорганизованной застройки, а также к многоквартирным малоэтажным жилым комплексам за чертой Екатеринбурга. Рынок загородной недвижимости продолжит развиваться в направлении земельных участков без подряда с трендом на снижение цен. Количество замороженных проектов и проектов с низкими темпами развития будет расти. В выигрыше останутся девелоперские проекты в высокой стадии готовности, преимущественно в премиальном сегменте, так как спрос в данной сфере достаточно стабилен. Резюме: 2016 г. пойдет на пользу рынку — девелоперы будут больше внимания уделять качеству предлагаемых проектов, а клиенты получат возможность выбирать не между «раками» по три или пять рублей, а между «лобстерами», но за ту же цену».
Дмитрий Игонин, директор по инвестиционным проектам ГК «Гудлэнд»:
«2016 год будет хуже 2015-ого, и ближайшие три года я прогнозирую стабильную нестабильность практически всего. Сохранится спрос на землю без подряда: сегодня она занимает 90% рынка, в перспективе вырастет до 95%-99%. Сейчас люди экономят на всем, для них принципиально важна конечная цена покупки. Если еще год назад средний размер участка в сделке составлял 10-12 соток, то сегодня он уменьшился до 6-8. Поэтому будет процветать класс «эконом» и люксовая недвижимость. Классическая схема развития страны с сырьевой экономикой и маленькой прослойкой среднего класса».
Банки
Олег Джус, член правления, директор казначейства банка «Интеза»:
«Финансовая система постепенно приспособилась к жизни в кризисе, но это не значит, что все трудности остались позади. Можно сказать, что в целом банковская отрасль России сейчас держится на обезболивающих средствах, темпы ее восстановления во многом зависят от темпов восстановления экономики. Исходя из прогнозов Банка России и Минэкономики, восстановление ожидается долгим, поэтому реалистичнее говорить о том, что в ближайшие год — два банки будут пытаться поддерживать существующий бизнес и расти темпами около 3-5%. В 2016 г. можно ожидать, что ЦБ все же вернется к обычному регулированию банковского рынка».
Дмитрий Завьялов, начальник управления активами и пассивами УБРиР:
«В нынешней ситуации самый очевидный вариант заработка — комиссионные услуги. Именно этот сегмент бизнеса сейчас в приоритете у большинства банков».
Константин Ванеев, директор екатеринбургского филиала «БКС Премьер»:
«В целом, тренды, преобладающие в экономике в 2015 году, сохранятся и в следующем году. Если экономическая ситуация стабилизируется и не будет продолжать изменяться к худшему, предприятия начнут возобновлять инвестиционные программы, а у населения начнет пробуждаться интерес к кредитам. Наиболее стабильным сегментом, по нашим оценкам, останется ипотека».
Марк Луэ, глава подразделения Citi в странах Центральной и Восточной Европы и главный управляющий в России:
«Экономическая ситуация, вероятно, будет немного лучше, чем сейчас. ВВП, скорее всего, не упадет так сильно — рост будет около нуля по отношению к текущему году. Как я сказал, российская экономика, вероятно, достигла «дна» во втором квартале 2015 г. Ранее мы думали, что будет небольшой позитивный рост, а сейчас мы ожидаем нулевого. Но ситуация должна быть лучше, чем в этом году»
Общепит
Олег Ананьев, генеральный директор компании «Ресторан»:
«Доходы населения падают, соответственно снижается посещаемость ресторанов. Рестораны профильных компаний (специализирующихся на ресторанном бизнесе), как работали, так и работают. Рестораны в структуре непрофильных компаний закрываются. При этом новые проекты — рестораны, открытие которых было запланировано еще в 2014 г., по инерции открываются. Другой вопрос, будут ли они успешными. Если кризис продлится еще год-два, открывать новые рестораны просто никто не будет».
Алексей Нагорнов, владелец «Ресторана №1»:
«Выручка упала за счет того, что гости стали реже ходить в ресторан. И мы, по сути, работаем без прибыли. Признаков улучшения пока не видно, и вряд ли они возможны, ведь лучше жить никто не стал. Продукты дорожают не на мифические 12%, о которых говорит статистика, а на 30-40%. Думаю, если раньше у среднего человека расходы на еду составляли 20% бюджета, то сейчас не меньше 40%. О каких ресторанах тут может быть речь?».
Ритейл
Александр Райсих, генеральный директор торговой сети «Звездный»:
«Объекты с высокой степенью готовности мы завершаем. А там, где строительство еще не начиналось, решили повременить. Банковские ставки реально выросли вдвое, но у бизнеса нет такой доходности, чтобы платить 23-25% годовых. Кредиты стали неподъемными как для инвестиций, так и для текущей деятельности. Ритейл чувствует себя неважно. Люди уже экономят не на крупных товарах и одежде, а на еде. Игроки ужимаются максимально — издержки сокращены по всем направлениям. Но всему есть предел. Даже те сети, у кого больше «подкожного жира», все равно не смогут бесконечно выживать в таких условиях. Если падение продолжиться, понадобятся радикальные меры».
Роман Заболотнов, гендиректор торговой сети «Монетка»:
«Продукция сегментов средний и средний плюс на полках, конечно, останется, но в основном мы будем делать ставку на товары privat label. Ассортимент в сегменте фруктов и овощей пересматриваться не будет, но все продукты из этой категории однозначно подорожают как валютный товар».
Интернет-торговля
Борис Лепинских, основатель интернет-магазина E96.RU:
«Кризис сильно подчистит рынок, многие уходят. Это видно и по дистрибуционному ландшафту — большие дистрибьюторы очень сильно «подсушивают» склады, пересматривают свои региональные программы. Следом за этим начинает «подсыхать» и ритейл. Многие, наверно, следующего года не переживут. У меня оптимизма относительно 2016 г. нет. Дай бог, если он будет такой же, как этот».
Павел Алешин, руководитель сервиса Яндекс.Маркет:
«Если в экономике станет лучше, то e-commerce будет расти точно. Если экономика внезапно пойдет в пике, когда реальный спрос начнет значимо падать, то никто не знает, где дно. Понятно, что если потребление упадет в два раза, то будет кошмар. А если оно останется на текущем уровне, то просто изменится по структуре: будут покупать нe iPhone, а дешевые телефоны на Android, но все равно будут. А на чем больше маржа, еще вопрос. Поэтому, пока спрос не сдвинется значительно в негативную сторону, ничего страшного для e-commerce не произойдет».
B2C
Екатерина Воронова, гендиректор СК «Выручим!»:
«На фоне отзывов лицензий у участников рынка доверие населения к институту страхования в целом снизилось, поэтому делать сейчас какие-либо прогнозы затруднительно. «Обычно сборы страховых премий в третьем и четвертом кварталах были более высокими, чем в начале года. Но мы общаемся с коллегами и видим тенденцию: в 2015 г. ситуация не радужная. Так что лучшим сценарием до конца года будет стагнация рынка».
Мария Путилова, директор филиала Екатеринбургского филиала «СОГАЗ»:
«Падение сборов в страховании владельцев ОПО продолжится. 1 сентября начали действовать новые тарифы в обязательном страховании при эксплуатации опасных объектов. По большинству объектов тарифы снижены в два-три раза».
Алексей Катаев, гендиректор «АКАДО-Екатеринбург»:
«Усилится конкуренция в области качества предоставляемых услуг, в способности предложить клиенту новые сервисы. Вырастет популярность пакетных предложений, когда по одной и невысокой стоимости клиент получает подключение ШПД и цифрового телевидения с выбранным пакетом телеканалов. Скорость предоставления ШПД как конкурентное преимущество отойдет на второй план».
Иван Яцко, коммерческий директор по фиксированному бизнесу МТС на Урале:
«В долгосрочной перспективе с учетом активного проникновения 4G-сетей операторы смогут гибко подходить к предоставлению интернет-сервисов, эффективно распределять трафик и выбирать для конкретного абонента — с учетом особенностей его местонахождения и других факторов — наиболее подходящий канал передачи данных — мобильный или фиксированный».
Максим Пузанков, президент ГК «Виста»:
«Мы пережили очень серьезный спад — стало меньше малых предпринимателей, занятых в сфере туризма, люди потеряли рабочие места. Но рынок самоочистился, это было необходимо. Просто экономические потрясения ускорили этот процесс. Компаний, работающих сейчас, вполне хватает, чтобы заниматься продажами турпродукта»
Олег Хигер, директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге:
«Те, кто мог раньше себе позволить отдых четыре раза в год, будут ездить 1-2 раза, а вот граждане, уже сейчас с трудом находившие деньги на самые дешевые путевки, просто не поедут никуда».
Сергей Флягин, генеральный директор ГК «Восточный Ветер»:
«Ситуация на авторынке в 2016 г. будет хуже, чем в этом. Нельзя сказать, что мы на самом дне — его всегда можно пробить и пойти еще глубже. При этом для игроков ничего особенно не изменится — они просто продолжат оптимизировать затраты, будут уменьшать кредитное плечо. Громкие банкротства ведь зачастую связаны именно с закредитованностью дилеров, которые надеялись на рост рынка, рассчитывали побороть ситуацию. Те же игроки, что были более пессимистичны, сейчас в лучшем положении».
Альберт Арутюнян, генеральный директор УК «Оками»:
«В 2016 г. больших скидок на авто точно ждать не стоит. Учитывая опыт текущего года, производители и дилеры будут продолжать осторожно планировать складские остатки, а значит и распродавать с большими скидками будет нечего. Не стоит снимать со счетов и общую экономическую ситуацию в нашей стране. Снижение курса рубля будет приводить к росту цен. Каким окажется этот рост — прогнозировать сложно. Поэтому ничего нового в следующем году не случится: покупатели традиционно будут выбирать автомобили из наличия, опасаясь повышения цен».
B2B
Ирина Екимовских, генеральный директор аудиторской группы «Капитал»:
«В целом можно отметить, что выросло количество консультаций по налоговому планированию и структурированию бизнеса, по передаче учета на аутсорсинг — в общем, по всем вопросам, связанным с оптимизацией затрат и понижением риска деятельности. Основные договоры на текущий период крупные аудиторские компании заключают в апреле-мае, до мая следующего года. Соответственно, текущая экономическая ситуация скажется в апреле-мае 2016 г. при заключении договоров на следующий период. До конца года серьезных изменений не ожидается, нужно будет смотреть на ситуацию в апреле-мае 2016 г.».
Елена Ларичева, генеральный директор рекрутинговой компании «Вентра Урал»:
«Ситуация в экономике пока не внушает оптимизма, что скажется на рынке рекрутинга. «Наверняка будет очередная волна бюджетных сокращений, а падение покупательского спроса заставит сжиматься рынки b2b и и2с».
Андрей Антипинский, директор «Уральского центра систем безопасности»:
«Рынок продолжит сужаться, так как государство сформулировало стратегические инициативы по работе с ИТ-бизнесом, а компании сейчас не готовы заниматься долгосрочными инвестициями».
Алексей Бутаков, директор по развитию бизнеса компании Softline в УрФО и Пермском крае:
«Нужно готовиться к затяжному «проседанию» рынка, который при этом будет существенно меняться и по структуре вендоров, и по структуре интеграторов».
Антон Халиков, владелец хостинг-провайдера NetAngels:
«В хостинге очень большим спросом пользуется облачные услуги, которые оказались значительно популярнее услуги «виртуальные выделенные сервера». Поэтому мое внимание сегодня больше приковано к тому, какие еще технологические фишки нужны клиентам, как сделать наши услуги более удобные, чем к тому, кто по какой цене продает доллар. Перестал за этим следить, потому что валидол кончился, хватит».
Андрей Истомин, генеральный директор компании УРАЛЛИЗИНГ:
«Говорить о росте бизнеса можно будет с восстановлением экономики. «До этого момента курс всех лизинговых компаний будет направлен на удержание позиций и минимизацию рисков».
Промышленность
Леонид Шалимов, гендиректор НПО автоматики:
«Потенциал российской промышленности велик. Когда мы покупаем технику за границей, не пытаясь создать собственную, причина не в технической отсталости, а в чьих-то интересах, которые я даже обсуждать не хочу. Нет таких задач, которые нельзя решить, если взяться за них с умом. Но об отечественном производителе вспоминают только в кризисы, когда нужно спасать экономику».
Юрий Ступак, президент транспортной компании «Лорри»:
«С начала года поставки не сократились, а по цветным металлам — меди (купоросу), титану и алюминию — даже выросли. Наши металлурги наращивают экспорт, и курсовая разница делает этот бизнес вдвойне выгодным».
Дмитрий Пумпянский, глава ТМК и СОСПП:
«Не все предприятия готовы преодолевать кризис, но рецепт выживания прост: надо дорожить своими заказчиками и делать все, чтобы они не ушли. А если у вас трудности, и вы не можете восстановить объемы реализации, снижайте себестоимость: режьте все, что можно и осмотрительно подходите к инвестициям».