Проект Александра Мишарина по созданию в Свердловской области Регионального информационого центра - системы, через которую проходили бы все платежи населения за жилищно-комунальные услуги
– был презентован на XI Всероссийском совещании по энергосбережению.
руководство РИЦ объяснило участникам совещания, в чем эксклюзивность предложения государственной компании. Работа РИЦ держится на пяти основных принципах.
Во-первых, центр обеспечивает контроль над всеми тарифами и нормативами: сегодня у главы муниципалитета нет действенных механизмов контроля правильности начислений платы за ЖКУ. Например, в Кировграде из-за ограничений старой информационной системы начисления по воде проводились не по тарифу, а по верхней границе предельного уровня повышения тарифа. В результате части жителей начисляли больше, чем предусмотрено постановлением, а части населения – меньше. В РИЦ начисления проверяются в реальном времени и постоянно.
Во-вторых, меняется система отчетности перед поставщиками услуг. Сейчас заинтересованные органы вынуждены делать письменные запросы в управляющую компанию, которая отвечает через 2-3 недели. Притом не всегда делает это, иногда после ответа необходимо его перепроверять, выезжая на место, поднимать первичные документы и т.п. Технолог РИЦ видит в базе данных все тарифы, может сравнить с тарифами из постановления, отследить факт изменения тарифов и т.д.
В-третьих, РИЦ гарантирует прозрачность платежей. В технологии «Биллинг Онлайн» все участники рынка могут через Интернет смотреть информацию, которую они имеют право знать: УК имеют доступ к своим данным для анализа ситуации, для принятия управленческих решений, для работы с населением; поставщики услуг имеют доступ к информации о начислениях по своим услугам, о принятых платежах и могут отслеживать ситуацию – сравнивать, сколько население заплатило за ЖКУ с суммами, которые попадают на расчетный счет поставщика; администрация муниципалитета не запрашивает постоянно какие-то данные от управляющей компании или РЦ, а сама получает данные через Интернет тогда, когда это удобно.
Одним из главных плюсов является простота применения – нет необходимости установки сложной программы на компьютер сотрудника, нужен только доступ в Интернет, причем этот качество интернет-связи может быть не самым качественным, как это сегодня зачастую бывает в небольших поселениях, система все равно будет работать.
Сами жители могут просматривать и контролировать свой лицевой счет (начисления, платежи, тарифы и т.д.); вводить показания приборов учета; написать электронное письмо в свою управляющую компанию.
Четвертым пунктом должна стать экономия предприятий, занимающихся начислением платы за ЖКУ. В этом году они должны получить на свои информационные системы аттестат соответствия требованиям закона о защите персональных данных. Аттестация одной информационной системы в управляющей компании или в муниципалитете стоит минимум от полумиллиона до миллиона рублей. В масштабах такого региона, как Свердловская область, это будет стоить десятки миллионов рублей. РИЦ может провести аттестацию информационной системы один раз, а участники рынка ЖКХ в муниципалитетах сэкономят свои деньги и найдут им лучшее применение. Также центр может наладить информационный обмен с уполномоченными органами по льготам в муниципалитетах.