«Нет ничего невозможного в том, чтобы работники на «дне» профессиональной иерархии смогли подняться на ступеньку вверх». Технологическая безработица реальна, но ее масштабы преувеличены. Что делать?
Предсказания массовой безработицы из-за новых технологий и исчезновения половины существующих профессий безосновательны и ни разу не сбывались в новейшей истории, говорится в исследовании экономиста, заместителя директора ЦеТИ НИУ ВШЭ Ростислава Капелюшникова «Технологический прогресс — пожиратель рабочих мест?» Так, за 1990-2007 гг. роботы в США заменили от 360 тыс. до 670 тыс. человек, но за 17 лет это едва заметное влияние на рынок труда.
В большинстве случаев технологии, наоборот, способствуют созданию новых рабочих мест на предприятиях, показал анализ компаний развитых стран за 40 лет. Исчезновение рабочих мест из-за влияния новых технологий (технологическая безработица) реальна, но как краткосрочное явление, к тому же она все время присутствует на современных рынках труда, уточняет исследователь.
Прогноз британских экономистов Карла Фрея и Михаэля Осборна от 2013 г., согласно которому через 10-20 лет будут полностью автоматизированы профессии, в которых сейчас заняты 47% работников США, выглядит сюрреалистичным, добавляет г-н Капелюшников. Так, из 37 профессий, вымирание которых предсказали, пока не автоматизировали ни одну: ни бухгалтера, ни курьера, ни аудитора. Кроме того, с 1990 г. в США количество кассиров в банках выросло с 400 тыс. до 450 тыс., кассиров в магазинах — с 2 млн до 3,2 млн, вспомогательного юридического персонала — с 85 тыс. до 280 тыс. человек. В реальности профессии не умирают, а обновляются, отмечают во ВШЭ. С 1950 по 2010 г. в США из примерно 300 профессий исчезла только одна — операторы лифтов.
Пророки технологической безработицы делят всех работников только на две категории: высоко- и низкоквалифицированных. Но в реальности градаций гораздо больше:
Нет ничего невозможного в том, чтобы при определенных условиях работники, находившиеся на «дне» профессиональной иерархии, смогли подняться на одну ступеньку вверх; работники, занимавшие эту ступеньку ранее, также продвинулись на шаг вперед, и так далее вплоть до самой вершины. Возможность такой «цепной» субституции резко снижает риск возникновения внезапного всплеска технологической безработицы, — отмечает г-н Капелюшников.
Более того, распространение новых технологий сдерживается правовыми, социальными и этическими факторами. Так, массовое распространение беспилотных автомобилей потребует пересмотра дорожно-транспортного законодательства. По подсчетам Boston Consulting Group, к 2035 г. доля беспилотников в автопарке США не превысит 10%. Сказывается также и замедление технологического прогресса.
Наконец, новые технологии серьезно влияют и на предложение труда — время, которые люди готовы уделить работе. Распространение интернета и соцсетей привело к тому, что уровень занятости снижается, и особенно сильно — среди молодежи. Так, в США за 2000-2015 гг. 21-30-летние американские мужчины с низким уровнем образования стали работать меньше на 75-150 часов в год.
Вместо того чтобы страшиться ускорения темпов технологического прогресса, современные общества должны опасаться их замедления, поскольку следствием этого может стать экономическая и социальная стагнация, — резюмирует Ростислав Капелюшников.
Хэдхантер, основатель проекта «Антирабство» Алена Владимирская отмечает, что в России автоматизация происходит крайне медленно и очень неоднородно.
Поэтому риск огромный, но, в отличие от Америки или Китая, он значительно уменьшается от нашей ментальной боязни технологий. Особенно это боязнь развита у людей старше 40 — а это не только бухгалтеры, которые пострадают, но и директора компаний, которые должны принять решение о внедрении у них технологий. Поэтому в нашей стране риск для женщин старше 40 огромен, но отложен. Время для того чтобы подстраховаться, есть, — пишет она.
Чтобы сохранить работу, эксперт не советует обязательно учиться программировать. Стоит наращивать свой профессионализм до по-настоящему экспертного уровня, либо делать профессию из своего хобби, так как за сделанные своими руками вещи люди готовы прилично платить при достаточной раскрутке личного бренда. Наконец, можно попробовать сфокусироваться на создании альтернативного источника дохода, бизнесе и акциях, заключает г-жа Владимирская.