Меню

«Риски не пропали». Мировая экономика падает в новый кризис, не без участия России

Иллюстрация: pixabay.com

«Антироссийские санкции открыли новую эпоху в системе международных отношений. Теперь их используют как аргументы национальной безопасности, а это серьезные геополитические проблемы».

Глобальная экономика не справилась со старыми проблемами, долги продолжают расти, а политический ландшафт снова меняется. Владимир Мау, ректор Академии Народного хозяйства при правительстве РФ, рассказал Forbes, почему мир вскоре может оказаться в новом экономическом кризисе. Главное — в материале DK.RU.

На 2018–2019 годы приходится череда экономико-политических юбилеев: прошло 30 лет после распада коммунистической системы, 20 лет с начала азиатского экономического кризиса, 20 лет с момента введения евро, 10 лет с развертывания глобального структурного кризиса. Но это не просто события, оставшиеся в прошлом, а ключевые вехи социально-экономического развития, которые во многом сформировали приоритеты и фобии политической элиты ведущих стран мира, как развитых, так и развивающихся.

— В 2018 году глобальная экономика росла приемлемым темпом, порядка 3,7%, и рост продолжается уже почти 10 лет. Однако преобладающей темой экономико-политических дискуссий выступает неустойчивость этого роста и прогнозирование следующего кризиса. Причины таких настроений и ожиданий отчасти связаны с самим фактом продолжительного роста: он не может быть бесконечным. Речь идет теперь не о глобальном структурном кризисе (они случаются раз в несколько десятилетий), а об обычном циклическом — next normal-size recession, как назвал его профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф.

Проблема не только в длительной адаптации социально-­экономических и политических систем к новым вызовам. Сами направления этой адаптации вызывают неприятие у значительной части элиты, что становится источником конфликтов и неопределенности. Несмотря на экономический рост и снижающуюся безработицу, налицо усиление социальной напряженности и связанный с этим рост популизма, ослабление интеграционных тенденций (глобализации) и расширение поддержки протекционизма и «национальной идентичности» (преимущественно в развитых странах), а также распространение феномена нелиберальных демократий. Масштаб этих явлений позволяет сделать вывод, что это не временный эпизод (реакция на кризис), а достаточно устойчивый тренд.

Минувшее десятилетие не привело пока к решению проблем, обусловивших начало кризиса 2008–2009 годов. Они и поныне остаются факторами риска.

Прежде всего речь идет об исключительно высоком уровне глобального долга, который не только не уменьшился, но и возрос, достигнув $184 трлн в 2017 году и, по существующим оценкам, превысил $200 трлн в 2018 году, а сумма суверенного долга составляет уже порядка $63 трлн. Остается низкой инвестиционная активность, стагнируют доходы среднего класса. Развитые экономики (за исключением США) не могут выбраться из ловушки дефляции, что резко ограничивает инструментарий антикризисной политики в случае наступления циклического спада.

Значимой макроэкономической проблемой остается денежная политика: по прошествии 10 лет с начала кризиса 2008–2009 годов из ведущих центробанков мира только ФРС вышла из зоны сверхнизких ставок. Денежные регуляторы еврозоны, Великобритании и Японии не могут отказаться от политики денежного стимулирования, опасаясь спровоцировать рецессию. Однако тем самым они лишаются важнейшего инструмента противодействия следующему кризису — возможности денежного смягчения.

Такая ситуация имеет не только экономические, но и политические последствия. Среди экономистов появилось даже экзотическое предложение — создать независимый бюджетный совет, по сути, параллельный Центробанку в денежной политике.

Существенным фактором нестабильности и неопределенности становится подрыв традиционного международного порядка, включая геополитическую напряженность и отказ от международной координации.

Нестабильность обусловлена повсеместным снижением доверия к национальным институтам. Свою роль в этом играет быстрое расширение политики санкций, которые стали неотъемлемым элементом глобальной политики. Как теперь понятно, антироссийские санкции открыли новую эпоху в системе международных отношений.

Несмотря на значительные колебания рынка, налицо развитие технологии блокчейн, лежащей в основе криптовалют, а также шаги по ее освоению и политической легализации. Появление криптовалют — это закономерный ответ на запросы рынка, предполагающий снижение издержек и повышение эффективности проведения расчетов и осуществления сделок.