Меню

Ритейлеры, будьте бдительны!

Закон о регулировании розничной торговли, ставший предметом обсуждений в профессиональной среде, собираются принять уже в этом году. О содержании документа можно судить по общей концепции, предус

Закон о регулировании торговли способен нанести ущерб экономике лавок.

Закон о регулировании розничной торговли, ставший предметом обсуждений в профессиональной среде, собираются принять уже в этом году. О содержании документа можно судить по общей концепции, предусматривающей раздел о взаимодействии поставщиков и ритейлеров. Это неудивительно. Сама идея закона о торговле возникла на фоне конфликта между производителями и торговыми сетями.

Зачем регулировать торговлю
После того как президент России Владимир Путин высказался против дискриминации производителей продуктов питания со стороны ритейлеров, фискальные органы провели ряд проверок и выявили около 30 специальных условий, которые сети выдвигают поставщикам. Прежде всего речь идет о так называемых «входных билетах» и плате за размещение товара на полке. Как полагают разработчики закона о регулировании торговли, эти обстоятельства мешают развитию производителей. Есть мнение, что сложившуюся практику собираются запретить. Правда, специалисты ФАС уверяют, что на крайние меры не пойдут, но заранее ничего нельзя утверждать. Особенно если учесть, что в Государственной думе РФ рассматриваются поправки к закону об административных правонарушениях. Планируется ввести штрафы, исчисляемые процентами с торгового оборота. Принимая в расчет, что обороты федеральных торговых сетей колоссальные, новый порядок напрямую затронет их интересы. На первый взгляд, в действиях государства есть логика — оно проявляет заботу об отечественном производителе. Но так ли это?
В центре внимания — потребитель
Американская сеть Wal-Mart, мировой лидер розничной торговли, оказывая давление на производителей, заставляет их выпускать более дешевые продукты, поэтому ритейлер официально признан двигателем роста производительности труда в США. Российские власти не стремятся поддерживать такой порядок вещей, полагая, что производство — основа государства. Наверное, так и есть. Но Россия собирается в ВТО, а в условиях открытого рынка действуют правила, запрещающие лоббировать интересы производителя по национальному признаку. Рано или поздно российским производителям придется вступить в конкурентную борьбу с иностранцами. Это логично: бизнес есть бизнес. В Европейском союзе декларируется главный принцип: в центре внимания — потребитель. Именно поэтому в ЕС нет регулирования, на котором настаивают российские законодатели. И экономические анализы показывают: любая попытка создать производителям тепличные условия повышает цену на их товар. Проблему глобализации таким способом не решить.
Кодекс чести
В Литве государство тоже пыталось регулировать торговлю. Проблема та же — в переходный период слабые производители, не сумевшие найти место на рынке, старались получить у государства защиту. Оценив эту ситуацию, торговцы в Латвии сделали необходимые выводы. Если подобный закон примут у нас в стране, переговоры с поставщиками придется четко протоколировать, чтобы выстроить процедуру для защиты от возможных жалоб. Ее создание обойдется очень дорого. Еще дороже станут административные штрафы, если с торговых сетей будут взимать процент от оборота.
Латвийские ритейлеры решили пойти другим путем: создать добровольный Кодекс коммерческой практики — свод основных правил, которые должны соблюдать и сети, и поставщики товара. А также — процедуру рассмотрения споров между ними. Ведь бывают ситуации иного рода, когда крупный производитель, работающий неритмично, опасаясь штрафных санкций, доставляет товар в крупную сеть, но отказывает мелкому торговцу. Такие моменты тоже необходимо учитывать. Наш кодекс хорош тем, что предполагает добровольное присоединение участников и регулирует их взаимоотношения по тем вопросам, которые не охвачены законодательством. Несоблюдение кодекса карается публичным порицанием.
Со своей стороны, ритейлеры обязуются не требовать с поставщика компенсацию за недополученную прибыль (убытки), плату за введение в ассортимент новой продукции и за более выгодное размещение товара на полках, компенсировать ошибки прогнозирования, не навязывать поставщику услуги (товары) третьих лиц и пр.
На мой взгляд, в ситуации с новым законом о регулировании торговли у российских ритейлеров есть два выхода. Первый — привлечь на свою сторону общественность и остановить разработку закона. Второй — сесть за стол переговоров с поставщиками и разработать собственный кодекс. Торговцы Екатеринбурга тоже могут внести в этот процесс лепту, помня, что выполнять взятые на себя ограничения всегда проще, нежели подвергать бизнес крупным штрафам.

Владилен Фуфаров
генеральный директор компании «СМАК»:
— Интересно то, что у руководителей производственного и торгового предприятий одна цель — продать товара как можно больше (сделать на нем максимальную выручку). А вот в том, как это сделать, их цели расходятся. Производитель настаивает: бери только мою продукцию, она самая лучшая! А торговец орет: кончай гнать эту ерунду, давай мне самое ходовое! Друг друга они не слышат. В том числе и потому, что между этими руководителями — армия товароведов, торговых представителей и еще многих других. И у каждого из них свое мнение, свое видение
Конечно, есть игроки, которые слышат своих партнеров, именно они и побеждают конкурентов на рынке. Но большинство, неудовлетворенно тыча пальцем в партнеров, обиженно пыхтят. Да, давайте призовем им на помощь взрослого дядю — государство. Оно просто всех отшлепает и расставит по углам. Ответьте: лучше партнеры будут относиться друг к другу после этого?
Теперь серьезно. Я считаю, сегодня на рынке не хватает именно диалога руководителей предприятий. Да, многие ритейлеры ведут переговоры с позиции силы, так ведь и производители совсем недавно гнули ту же линию! Однако при этом обе стороны заинтересованы в появлении цивилизованных правил поведения на рынке. Почему бы им самим не урегулировать этот вопрос?
Скажем, у нас в городе активно работает Союз участников потребительского рынка «Альянс». Почему бы этой организации не стать инициатором прямого диалога руководителей предприятий розничной, оптовой торговли, производства и представителей государственной власти? А потом можно будет и Латвию с Литвой чему-нибудь поучить.

Тимофей Нижегородцев
начальник управления ФАС РФ по защите конкуренции в социальной сфере и торговле (г. Москва):
— За последние шесть лет розничная торговля в России совершила серьезный рывок. Заметно усилилось влияние торговых сетей. Рынок становится более концентрированным, и антимонопольную службу все больше интересует ситуация на местах, поскольку каждый человек покупает продукты в своем городе. На муниципальных рынках давно появились сети, чье влияние можно признать близким к доминирующему. И в ходе массовых слияний и поглощений ситуация будет резко ухудшаться. Двигателем, многократно увеличивающим рыночную силу сетей, остается дефицит торговых мест. С одной стороны, поставщикам выгодно работать с крупными торговыми структурами. С другой — концентрация силы позволяет сетям давить на поставщиков, доводя некоторых из них до разорения. Сети злоупотребляют своим превосходством, принуждая поставщиков снижать цены. Многие из них зачастую не видят никаких ограничений. И закон о регулировании торговли такие ограничения установит. Цена должна быть справедливой, устраивающей и потребителей, и поставщиков. Разумеется, ритейлеры и поставщики могут найти общий язык, но для тех, кто не захочет соблюдать договоренности, будут определены законодательные рамки. Не сомневаюсь, что даже такая мера, как введение штрафов с оборота, не сразу нормализует ситуацию. Наверняка потребуется применить ее несколько раз, прежде чем игроки рынка поймут: государство намерено требовать, чтобы они соблюдали установленные правила.