эксперты Валерий Бубнов вице-президент компании «Дикси» Лев Ковпак вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский» Дмитрий Козинцев исполнительный директор компании «Уральский вал» Владимир М
эксперты
Валерий Бубнов
вице-президент компании «Дикси»
Лев Ковпак
вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский»
Дмитрий Козинцев
исполнительный директор компании «Уральский вал»
Владимир Мухачев
коммерческий директор ТК «КОР»
Вера Соловьева
министр торговли, питания и услуг Свердловской области
Почему Castorama не строит гипермаркеты в Екатеринбурге?
Зачем техноторговым сетям вкладываться в сервис?
Опоследствиях мирового кризиса ликвидности применительно к розничной торговле аналитики предупреждали еще год назад. Тогда их выводы были осторожными: «наиболее вероятным представляется слабый экономический спад в США, небольшое замедление темпов роста в Европе и незначительное воздействие на экономику азиатских стран» («Делойт Туш Комацу», ноябрь 2007 г.). Прогнозы строились на основе оптимистического сценария, который работал только первые три квартала. В октябре стало очевидным, что программы развития придется корректировать.
В своем видеоблоге президент РФ ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ заявил: мировой финансовый кризис простимулирует консолидацию в российской экономике, включая сектор розничной торговли. И добавил: «Мы будем готовы принять необходимые меры и предоставить дополнительное финансирование на эти цели». Пользуясь случаем, десять российских продуктовых ритейлеров попросили у Сбербанка и ВТБ кредиты на 50 млрд руб. для пополнения оборотного капитала и рефинансирования долгов. Первыми получили деньги три торговые сети, у которых отношение долг/EBITDA не превышало трех, — Х5 Retail Group, «Магнит» и «Седьмой континент». На очереди — компания «Дикси». ВАЛЕРИЙ БУБНОВ, вице-президент «Дикси»: «Ритейлеры, которым ВТБ и Сбербанк дали кредиты, фатально не пострадали и продолжат поступательное развитие. Если в октябре еще мелькала информация о том, что Х5 Retail Group отказывается от своих планов, то теперь ясно, что динамика восстанавливается, пусть и не в прежних масштабах. Положение остальных сетей зависит от объема их кредитного портфеля и сроков погашения долговых обязательств». Объявленная президентом РФ консолидация не заставит себя ждать. По данным аналитиков, платежеспособность российского ритейла упала до минимума еще перед кризисом. Наглядный пример — история с холдингом «МАРТА». Когда в апреле 2008 г. немецкий партнер Rewe Group отказался купить принадлежащую компании сеть «Гроссмарт», «МАРТА» не смогла рассчитаться по облигациям. После двух дефолтов — технического и настоящего — «Гроссмарту» пришлось уйти с рынка, освободив место для конкурентов. Соотношение сил уже меняется. В июне ритейлеры, готовые занять площадь «Гроссмарта» в ТРЦ «Парк Хаус», встали в очередь. А в ноябре владельцам челябинского ТЦ «КС», где раньше тоже был «Гроссмарт», арендатора пришлось поискать. Два претендента — X5 Retail Group (магазин «Перекресток») и «Седьмой континент» (магазин «Наш») — своих намерений не подтвердили. Место занял «Мегамарт», который в 2008 г. не планировал открывать магазин в Челябинске из-за дефицита предложений по аренде. Кризис ускорил и консолидацию в региональном масштабе. В ноябре ИГОРЬ КОВПАК, владелец ТС «Супермаркет «Кировский», купил у предпринимателя НИКОЛАЯ КРЕТОВА сеть «Корзинка». Несколько позже ЛЕВ КОВПАК, вице-президент «Кировского», пообещал громкие сделки M & A в начале 2009 г. Вопрос — кого из местных ритейлеров «Кировский» может поглотить после Нового года? Игроки рынка сходятся во мнении, что один из вероятных кандидатов — сеть «Купец». По мнению экспертов, в IV квартале 2008 г. и I квартале 2009 г. продовольственную розницу будет сильно лихорадить. Крупные торговые сети уже пытаются увеличить отсрочку платежа до трех месяцев. Часть поставщиков отказывается работать без предоплаты, большинство пересматривает структуру затрат и повышает цены. Иностранные концерны, поставлявшие в Россию продукты питания, уже заявили о росте цен — кто с 15 октября, кто с 1 ноября. То же самое делают российские производители, которые раньше брали кредиты под 10%, а теперь под 18% (а у многих и такой возможности нет). Взаимное недоверие неизбежно вызовет перебои с поставками. Механизм перевода ритейла на новые рельсы займет не менее шести месяцев. Чем все закончится, станет понятно в конце I квартала 2009 г. До тех пор цены будут расти, а ассортимент сокращаться.
По мнению аналитиков, российский строительный ритейл, растущий на 30% в год, с поправкой на масштаб бизнеса повторяет путь продовольственной розницы. Четыре-пять лет назад стройматериалы и товары для дома продавали в основном на рынках, теперь их клиентов забирают гипермаркеты DIY (за границей формат делится на два вида: hard — для профессионалов, soft — для широкой аудитории, в России практикуется смешанный вариант). В 2007-2008 гг. начали сбываться экспертные прогнозы о том, что сетевые магазины самообслуживания, универсальные и специализированные, будут вытеснять с рынка неформатную розницу. В Екатеринбурге за короткий период закрылось несколько торговых заведений («Вавилон», «Домотэкс», «Технология комфорта», Studio и др.) — их место заняли крупные операторы рынка, в том числе иногородние. К началу 2008 г. на долю ключевых игроков Екатеринбурга — OBI, «СКМ-Холдинга» («СуперСтрой», «СтройАрсенал»), КОРа, «Оборонснабсбыта» (Ритейл-порт «Докер») — приходилось около 50% годового оборота, оцениваемого в $350-400 млн.
В 2008 г. игроки отметили два события, повлиявших на рынок. Первое — запуск на месте Уралмашевского рынка гипермаркета «Дом» площадью 10 тыс. кв. м. По общему мнению, новый магазин, торгующий в основном товарами среднего и экономкласса, благодаря правильному позиционированию нашел свою целевую аудиторию. В оценках другого проекта — DIY-гипермаркета «СтройАрсенал» площадью 6,3 тыс. кв. м, ставшего якорным арендатором в ТОЦ «Вега» на Новомосковском тракте, участники рынка расходятся. Многие полагают, что владельцам бизнеса не стоило размещать новый объект в торговом центре, не приспособленном для магазинов такого профиля.
Иностранные ритейлеры, работающие на рынке DIY (Castorama, Leroy Merlin), заведений в Екатеринбурге не открыли, хотя собирались. В ноябре представители британской компании King Fisher (управляет в России сетью магазинов Castorama. — Прим. ред.) уже в который раз приезжали в Екатеринбург, чтобы получить у ВИКТОРА КОКШАРОВА, председателя правительства Свердловской области, разрешение на строительство двух гипермаркетов площадью 12 тыс. кв. м. Один из выбранных англичанами участков находится рядом с выставочным центром на ул. Громова, другой — за Кировским оптовым рынком. Ввиду занятости г-на Кокшарова переговоры вела ВЕРА СОЛОВЬЕВА, министр торговли, питания и услуг Свердловской области. По ее словам, иностранцы готовы строить магазины хоть сейчас, но их интересуют площадки без обременений (в Кировском районе надо сносить гаражи) и с подведенными коммуникациями. Г-жа Соловьева: «Выделить им большой участок земли в центре города невозможно. Мы предложили прекрасные варианты в Каменске-Уральском и Нижнем Тагиле, где они могут построить объект на 6 тыс. кв. м. Тем более что в небольших городах Castorama и Metro согласны осваивать одну площадку на двоих». Иностранцы ушли думать.
Спад в строительном ритейле Екатеринбурга начался в сентябре. Первой колебания спроса почувствовала розница, рассчитанная на профессиональных строителей, затем — магазины, торгующие элитными товарами, и, наконец, все участники рынка, независимо от масштаба бизнеса, специализации и формата заведений. ВЛАДИМИР МУХАЧЕВ, коммерческий директор ТК «КОР»: «Некоторые игроки однозначно уйдут с рынка — либо заморозят свои проекты на время, либо вообще закроют магазины. Очевидно, что все объекты непонятного формата исчезнут. Прежде всего это касается так называемых магазинов у дома. Это совершенно нежизнеспособный формат, который мог существовать только на перегретом рынке. Кризис все расставит по местам».
Выручка российских ритейлеров, торгующих бытовой техникой и электроникой, из-за сокращения потребительского кредитования в 2009 г. может снизиться на 14%, прогнозирует один из крупнейших коммерческих банков Goldman Sachs. Если покупку продуктов и лекарств нельзя отложить, то пользоваться старыми телевизорами и холодильниками потребитель сможет еще пару лет. Падение продаж будет связано еще и с ограниченным доступом компаний к кредитным деньгам, которые используются для закупки техники.
В начале года каждый из основных игроков — федеральных («Эльдорадо», «Техносила») и местных («Норд», «Уральский вал», «Кардинал») — строил большие планы по развитию в Екатеринбурге и других городах. Летом «Уральский вал» приобрел пять магазинов сети «Оникс» (три магазина «Оникс-трейд», принадлежавшие другому собственнику, закрылись в 2007 г.). Многие участники наращивали свое присутствие на рынке за счет органического развития и франчайзинга. В новых экономических условиях сети пересмотрят планы развития, отказавшись от проектов, выгода которых неочевидна. ДМИТРИЙ КОЗИНЦЕВ, исполнительный директор компании «Уральский вал»: «В начале года у «Уральского вала» было 23 франчайзинговых магазина в других городах. К сентябрю мы подошли к цифре 39 и сейчас на этом остановимся. Поскольку в провинции кризис будет тяжелее, чем в Екатеринбурге, где у людей, лишившихся постоянного источника дохода, больше возможностей для заработка».
От франчайзинговых схем (благодаря которым техноторговые сети, федеральные и местные, в последние годы осваивали территории) ритейлеры не отказываются, хотя признают, что стремительный рост ради роста вредит бренду, если франчайзи не оправдывает ожиданий. В конце года компания «Норд», у которой франчайзинговых магазинов в Свердловской, Тюменской, Курганской областях, ХМАО и ЯНАО больше, чем у любого из конкурентов, приступила к ребрендингу. Собственные магазины сети теперь будут торговать под вывеской «Норд», франчайзинговые перейдут под бренд «Лого». Помимо других причин конкуренты усмотрели в этом решении желание дистанцировать бизнес от недобросовестных франчайзи, чтобы не страдал имидж.
В сентябре в Екатеринбурге начала работать сервисная компания HiTechnic, подразделение техноторговой сети «Эльдорадо». По данным «Делойт Туш Комацу», инвестиции сетевых ритейлеров в сферу услуг — одна из главных тенденций западной торговли в 2008 г., обусловленная падением темпов развития основного бизнеса. В частности, сети, торгующие бытовой техникой и электроникой, развивают дочерние предприятия, которые занимаются послепродажным обслуживанием. В этом смысле «Эльдорадо» ориентируется на мировую практику. Однако инвестиции в екатеринбургскую фирму HiTechnic, превышающие $3 млн, игроки местного рынка посчитали неоправданными, равно как и стоимость услуг, рассчитанную на обеспеченных клиентов.
Как полагают игроки, 2008 г. мало чем отличается от 2007 г., если не принимать во внимание финансовый кризис. В ноябре продажи упали. В декабре техноторговые сети ждут роста, а с января — серьезного спада.
детали
События 2008 г. на рынке продуктового ритейла
1 Закрылась торговая сеть «Гроссмарт». |
2 ТС «Супермаркет «Кировский» приобрела торговую сеть «Корзинка». |
3 ТС «Супермаркет «Кировский» купила 50% торговой сети «Бест-Маркет». |
4 Торговая сеть «Ашан» приобрела гипермаркет «Рамстор». |
5 Мясокомбинат «Екатеринбургский» ушел с рынка. |
Источник: «ДК».