Меню

Ритейл устал от скидок: торговые сети отказываются от акций — расходы покупателей вырастут

В последние годы высокая доля продаж по промоакциям стала бичом для розничной торговли. Этим летом рост доли акционных товаров замедлился до минимума, а в следующем году может даже снизиться.

За период с июля 2018 г. по июнь 2019 г. доля промо-продаж в сегменте товаров повседневного спроса в России выросла с 49% до 51% в денежном и с 52% до 53% в натуральном выражении год к году. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные исследовательской компании Nielsen. Средний размер скидки остался на уровне 25%, как и прежде.

Это минимальный годовой рост за пять лет: годом ранее доля промо в продажах выросла с с 42% до 49%, а в натуральном выражении — с 45% до 52%. В некоторых категориях доля промо сократилась: в сегменте стиральных порошков — с 80% до 79%, растворимого кофе — c 70% до 69%, чипсов — с 59% до 57%. 

Многие магазины и производители стали отказываться от избыточных акций в пользу стратегии ежедневных низких цен, отмечает директор по аналитике и консалтингу «Nielsen Россия» Марина Волкова. Ритейлеры используют и другие способы привлечения покупателей, такие как неценовые  промо и программы лояльности. Кроме того, сейчас темпы роста выше рынка у «Вкусвилла», «Светофора» и специализированных сетей, где доля промо-продаж минимальна, указывает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров

В X5 Retail GroupПятерочка», «Перекресток», «Карусель») доля промо-продаж остается на уровне 35%: в 2018 г. компания решила отказаться от наращивания промоактивности. На долю промо сильнее всего влияют общая экономическая ситуация в стране и уровень доходов населения, отметили в «Магните».

Напомним, по данным Росстата, реальные доходы россиян в январе-июне 2019 г. снизились на 1,3% в годовом выражении. Покупатели хотят экономить, поэтому спрос на товары по акциям растет, что позволяет торговым сетям нарастить трафик. В то же время стабилизация доли акционных товаров станет позитивным сигналом для инвесторов в российские потребительские компании, сказал газете старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. По итогам 2019 г. доля промо не превысит 54%, а в следующем году снизится до 53%, ожидает Михаил Бурмистров.

Ситуация с промо, по нашему мнению, дошла до степени институциональной ловушки: ни один игрок не может выбраться из нее собственными силами без существенных потерь, — отмечали в Nielsen еще в феврале 2019 г.