Евгений Горенбург СК «Динамо — Хоккей на траве» Родитель инициативных проектов Евгений Горенбург — персона публичная, но известен он в кардинально отличающихся друг от друга ипостасях. Одни зна
Евгений Горенбург
СК «Динамо — Хоккей на траве»
Родитель инициативных проектов
Евгений Горенбург — персона публичная, но известен он в кардинально отличающихся друг от друга ипостасях. Одни знают его как врача, другие — как спортфункционера, третьи — как предпринимателя, четвертые — как рок-музыканта и шоумена, коллекционера коньяков и т. д. Но четко сказать, как все это удается связать воедино, г-н Горенбург, к своему удивлению, не может.
досье
Евгений
Горенбург
Родился 13 января 1960 г . в Свердловске.
Образование:
1977-1983 гг. —
Свердловский мединститут;
1983-1991 гг. — интернатура при ОКБ № 1, аспирантура в Медицинском научном центре (воздействие электромагнитного излучения на клетки тела), спецординатура (целевая подготовка для работы в африканских странах).
Карьера:
1983-1986 гг. — врач-терапевт; 1983-1990 гг. — проводил выездные дискотеки (100 дней просидел в СИЗО по уголовному делу о незаконной предпринимательской деятельности, на суде дело закрыли за отсутствием состава преступления);
1987 г. — организовал рок-группу «Топ» (автор музыки и текстов, гитарист, записал 4 CD);
с 1991 г. — директор, президент СК «Динамо — Хоккей на траве», соучредитель нескольких коммерческих организаций Екатеринбурга;
с 2000 г. — проводит рок-фестиваль «Старый Новый Рок».
Семья: женат, воспитывает двух сыновей.
При всех прочих заслугах Евгений Горенбург предпочитает, чтобы все его воспринимали в первую очередь как спортивного менеджера. Поэтому президент СК «Динамо — Хоккей на траве» местом беседы назначил одноименный стадион, где наши сражались с хоккеистами из Казани — чемпионами прошлогоднего сезона. Когда я оказался на трибуне, была ничья 2:2, но г-н Горенбург был явно недоволен игрой своих подопечных, о чем свидетельствовали его сдобренные крепкими словами комментарии. Не отрывая взгляда от поля, он вкратце рассказал, что хоккей на траве зародился в олимпийской Греции, это красивый и опасный вид спорта: несмотря на то что клюшки игроков кажутся короткими, они могут придать мячу бешеное ускорение, а поскольку вес снаряда превышает полкило, редкий матч обходится без серьезных травм. Беседа завязалась, когда наши, скрепя кроссовками по специально политому полю (стадион «Динамо» усилиями г-на Горенбурга за два года превратился в качественную тренировочную базу — одна только искусственная трава стоит около $400 тыс.), порадовали своего президента голом и вырвались вперед.
В прошлом году вы собирались выиграть российское первенство, но…
— Да, мы стали четвертыми. Почему? Понимаете, в Габоне, Венесуэле или Новой Гвинее нет хороших хоккейных команд не потому, что там не найти хороших игроков, просто там нет денег на их воспитание. Так и у нас — победы зависят от хорошего и регулярного финансирования. В год команде требуется $1,5 млн — в 2005-м у нас было $350 тыс. А Шаймиев финансирует казанское «Динамо» в полном объеме — все полтора миллиона. К тому же татары стали финансировать Федерацию, что позволяет им планировать таблицу матчей по своему усмотрению.
Неспортивно как-то.
— Спорт — это война минус убийство: все средства хороши. Татарстан по непонятной причине в России — самый дотируемый из федеральной казны регион. Есть деньги, а значит, команды растут: посмотрите на их хоккей, баскетбол, волейбол — они сейчас на подъеме. А мы все время с протянутой рукой. Сейчас в клубе застой, можно сказать, мы в самой низшей точке развития — это выражается и в отношении спортсменов к поставленной задаче. Хуже не стало, но ближайшие соперники резко пошли вперед, а мы остались на месте. Новый сезон только начался, в этом году мы планируем собрать $650 тыс. — нужно переломить ситуацию и дальше побеждать.
Я так понимаю, ваша задача как президента находить деньги для клуба. Каковы источники?
— Половина идет по областной программе поддержки команд высшего спортивного мастерства, остальное — спонсоры. В этом году нас хорошо поддерживают строители — «Атомстройкомплекс», Невьянский цементный завод, сейчас веду переговоры с «Уралсвязьинформом».
Вы типичный президент спортклуба или обычно на хозяйстве бывшие тренеры и спортсмены?
— Спортсменов как раз мало — в основном это менеджеры или политики: президент хоккейного клуба «Электросталь» — спикер гордумы, волейбол курирует начальник ФСБ Патрушев и т. д. У нашего же клуба есть попечительский совет, его возглавляет зампредседателя областного правительства Анатолий Тарасов. Совет решает вопросы развития клуба, господдержки. У меня тут только представительские функции, я — проводник. Сам я договариваюсь, точнее, уговариваю спонсоров помочь спорту, ну и стараюсь, чтобы полученных денег хватило команде: поездки на турниры, зарплата тренерам и игрокам, форма, оборудование, подготовка второго состава. Все это — некоммерческое партнерство СК «Динамо — Хоккей на траве».
Соберете деньги, перекупите татарских игроков и выиграете?
— Ха, это они могут наших купить, и покупают. Клубных денег хватает только на легионеров из более слабых команд. В этом году троих из Узбекистана привезли — вон они бегают…
Пока мы беседовали о проблемах спортивного менеджмента, наши безответно пропустили три гола. Время матча близилось к концу — президент, не скрывая расстройства, попрощался с коллегами по клубу и наиболее преданными болельщиками: сославшись на дела, он попросил перенести интервью на пару часов в кафе Fruit (экс-клуб «Менделеев»), будучи его совладельцем. Придя в назначенный срок, я сообщил официантке, мол, к Евгению Львовичу. «А кто это?» — изумилась она. «Горенбург!» — раскрыл глаза на личность ее шефа фотокорреспондент «ДК». — «А-а-а, присаживайтесь, принести вам что-нибудь?» Выбрав кофе, я позвонил на мобильник своему собеседнику. «Заказывайте пока себе вкусную жирную пищу, я подъезжаю». Через 10 минут хозяин заведения сидел перед нами: очевидно, чашка кофе, стоящая передо мной, показалась ему неуместной в обеденное время, и он велел подоспевшей девушке принести всем по бенто-ланчу. Унося заказ, она чуть не столкнулась с директором Fame Studio Дмитрием Куниловым. Фотограф по-приятельски поздоровался с г-ном Горенбургом, на что тот решил ответить «офигительным анекдотом». «Это про девочку, которая?!.» — «Ага, знаешь уже?» — «Жень, твои анекдоты расходятся быстрее, чем ты их рассказываешь!» Они смеялись и обсуждали предстоящий концерт группы «Урфин Джюс», а у меня не шла из головы неосведомленность персонала Fruit.
Евгений Львович, вы когда-нибудь управляли этим заведением?
— Отчасти и давно. Где-то в 98-м ко мне обратились киокушины из «Идущих к солнцу»: у них были права аренды на это помещение и они хотели сделать там что-нибудь, например дискотеку.
А почему к вам?
— До этого я как режиссер делал чемпионат России по карате. Шоу. А для успешного шоу известно что нужно — лилипуты, животные или дети. А тут как раз на гастроли цирк Филатова с медведями приехал. Мы приходим с дрожащим сердцем к Филатову (а он только после бани — в халате, расслабленный), ставим задачу: нам бы мишек каратистам показать. Тут кто-то из нашей толпы, чтоб заинтересовать артиста, говорит: «Там будет японское телевидение, вас снимут и там покажут!» А он так отстраненно: «Японское? Были мы в Японии… раз 20… и все время нас снимало японское телевидение». А каратист не унимается: «Мы вам готовы деньги заплатить». Филатов вообще недоуменно: «У вас там что, рубли? Не надо, дрессировщикам чего-нибудь дадите — и ладно. Дам я мишек спортсменам». В общем, шоу получилось как надо: каратисты доски ломают, медведи ревут и танцуют, японцы в восторге.
После этого мы и договорились с киокушинами, что будем дискотеку делать. Взяли хороших арт-директоров, «Менделеев» стал таким бомондным клубом.
Но вскоре сдулся…
— Он не сдулся, просто выяснилось: учредители хотели, чтоб там кухня хорошая была, можно было гостей встречать, японцев всяких… а тут все под танцы было заточено. В итоге они решили выйти из бизнеса, к тому же он не приносил большого дохода, продали долю людям, с которыми мы продолжили.
Например, с Андреем Коркиным — вашим соседом по лестничной клетке.
— Ну да, я порекомендовал Андрея владельцам, и он выкупил их долю. Потом, кстати, мы переформатировали «Менделеев» под ланч-кафе (не путать с лаунж), вечером концерты рок-групп там проходили. Сейчас он в третий раз переродился, Fruit он теперь: вон интерьер какой и кухня лучше…
Что, управлением занимается наемный директор, а вы не вмешиваетесь?
— Я решаю глобальные вопросы, связанные с вложением больших денег, вот, например, по входной группе сейчас разговаривал... арендные отношения, внутренние разбирательства, конфликты с третьими сторонами и т. д. А текучку делегирую. Если возникают спорные ситуации — директор обращается ко мне, конечно, хотелось, чтобы вообще не обращался, но пока не получается.
Многие собственники годами бьются, чтобы хоть как-то отстраниться от оперативной деятельности, а у вас так легко?
— Ну это же классика — четвертая форма управления предприятием: все знают, что шеф где-то есть, но его никто не видел. Может быть, у меня финансовые притязания невысоки, не знаю… Одно скажу точно: мелкий и средний бизнес строится под человека. Не под идею — пусть она будет хоть сто раз гениальной. Если будет управленец, который горит делом, разбирается в вопросе и в него поверят акционеры — будет дело: они вложат деньги и посмотрят, что получится — удачно или нет, потом откорректируют, а дальше все… контроль и стратегия. Во всех бизнесах, в которых я участвую, у меня подобная функция — надзорно-стратегическая, и ни одним я не владею единолично.
А как?
— На паях с партнерами, и все это разные люди. Я счастливый соучредитель журнала «Уральские авиалинии» — нас там трое, в цветочной фирме «Куба-Либрэ» — тоже трое, в концертном бизнесе было трое, сейчас — четверо.
Это который продюсерский центр «Лад»?
— Бренд «Лад» фестивальный, на нем висят «Старый Новый Рок» и «Рок на Новой волне». Я говорю о фирме, которая предоставляет в аренду звуко— и светоаппаратуру для проведения городских праздников, больших концертов и корпоративных вечеринок. У нас там был большой просад со светом, и, чтобы исправить положение, мы пригласили парня, у которого есть своя световая аппаратура: ввели его миноритарием, дали долю. Кстати, сейчас он там всем управляет, и фирму мы переименовали. Она называется… черт, как же она называется… Что-то совсем плохой стал, как-то же она хорошо называется… забыл… Ладно, вспомню — скажу1.
Дать долю — обязательное условие для успешного делегирования?
— Не совсем так. Это вопрос гибкости управления: насколько в дальнейшем ты сможешь мотивировать директора или наказывать. Если это наемник — все нормально, все по книжке. Если дал долю — теряешь эти механизмы: ну как ты накажешь своего партнера?! Человек волочет бизнес! Это он тебя наказывать будет, если ты ему вовремя не помог. Доля — палка о двух концах, но в конкретной ситуации я отношусь к этому без содрогания и с удовольствием.
Ваша система давала сбои?
— Конечно. Некоторые проекты, созданные на базе журнала «Уральские авиалинии», были неудачными. Нет, сам журнал отличный, там дорогая реклама, ее много, каждый номер приходится раздувать, заказывая литературные статьи, чтобы выдержать соотношение 70% — информация, 30% — реклама, иначе на нас наедет антимонопольный комитет. В общем, прибыльный бизнес. Но были и побочные вещи, например газета «Большие бульвары». Во-первых, мы там нарушили закон «спрос рождает предложение». Спроса на издание не было, даже перед выборами, под которые оно затачивалось. Во-вторых, газета была очень дорогая — толстая, хорошо напечатанная. В-третьих, моя беспечность: нельзя было отдавать все на откуп редакции и самоустраняться. Они же считали, что лучшей рекламой газете будет каждый ее новый выход. Устроили там богемку, сочиняли какие-то немыслимые тексты и напрямую меня дезинформировали о ходе дел. В итоге проект рухнул, все были наказаны и разогнаны.
Потом мы хотели выпускать, на мой взгляд, великолепный проект, ориентированный на Москву, — альманах «Где нас ждут». Должен был получиться событийный календарь — когда что будет в мире: коррида, карнавал, праздник молодого вина, мощный концерт… все в таком роде. Но чтобы он сам о себе хорошо заявил, потребовались большие деньги на выпуск, так что пока проект заморожен.
Вроде бы в кресла самолетов вкладывают какой-то альманах?
— Это мы гид городской сделали по ресторанам и развлечениям Екатеринбурга — в бизнес-классе размещаем, потом, может, продавать в городе будем.
Чья идея?
— Понятно — чья: поесть люблю, обжора. Моя идея.
Сами пишете или критика наняли?
— Ни то ни другое. Критик — он что… его через месяц либо никуда пускать не будут, либо отравят. А тут никто ничего не выдумывает: в тех же креслах мы кладем анкеты, гость города, улетая, заполняет их: где был, что понравилось, баллы проставляет… Их мы и публикуем — все объективно и просто. Три выпуска сделали, сейчас намерены сделать то же по красоте и здоровью.
Ладно, вернемся от успехов к неудачам…
— О чем это вы?
О «Старом Новом Роке». Недавно последний был, восьмой по-моему: все под дождем вымокли… Понимаю, погода от вас не зависит, но… Мы с вами в прошлом году разговаривали точно так же, спустя неделю после концерта, и вы все проклинали, зарекались никогда больше с этим не связываться. Однако…
— Да что «однако»! Сейчас точно такое же состояние! Сам себе говоришь: «Хорош балдеть!»
Не знаю почему, но я вам не верю.
— Я сам себе не верю. Но зимний фестиваль, похоже, мы похоронили. Последний, в «Космосе», трудно было бы сделать лучше — есть повод уйти на покой. С летним… да… погода нас сильно подвела, серьезные убытки нарисовались: мы не досчитались примерно 5 тыс. зрителей, которые испугались и не приехали. От этого сейчас надо как-то отмазываться, придумывать что-то грандиозное.
Наверняка у вас есть уже отработанная технология, сколочена команда. Почему бы не поставить, как вы умеете, наемного директора, и бизнес не умрет.
— Да какой это бизнес! Это инициативный проект, и он именно умрет, потому что убыточен. У любого зимнего фестиваля расходы на организацию и помещение сжирают все деньги. Думали, хоть в этом году на летнем заработаем (в прошлом тоже в минус ушли) — а тут стихийное бедствие.
Технология действительно есть: в отборе участников, организации концерта (три сцены, разделенные по стилевым направлениям), работе со СМИ, спонсорами и т. д. Эту технологию успешно копируют другие. Например, фестиваль «Нашествие». «Наше Радио» часто выступало информационным спонсором фестиваля: они просто посмотрели, как мы работаем, и сняли под кальку.
И команда хорошая — вчетвером мы можем сделать фестиваль за 1,5-2 месяца. Но мои три помощника… они ведь разъезжаются по Москвам да Ленинградам, поскольку это хоббизм в определенной степени. Марина Залогина сейчас пресс-атташе «Мумий Тролля», Вилена Крушинская — PR-специалист «Нашего Радио» и проводит «Нашествие», Люся вон тоже в столицу срывается, будет там фестивали делать.
Тем не менее всегда легче работать, если идея подтвердила себя и есть алгоритм.
— Идея, идея, придумать можно черта лысого, но всегда к экономике притыкаешься. Спонсоры стали привередливей, пугливей и капризнее. Пивные компании показывают свой звериный оскал. Никто уже не заигрывает с аудиторией: всем нужно промывание бренда, а как это будет — в эстетике фестиваля или в рамках концерта у пивного ларька — им это поперечно-полосато. В этом году от нас ушел «Старый мельник», который был в течение четырех лет титульным спонсором «Старого Нового Рока», — организовал свой фестиваль «Крылья». Когда это место оказалось сильно вакантным, до фестиваля оставалось очень мало времени, и я очень благодарен «клинам» (марка «Клинское») за то, что они нас оперативно поддержали.
То есть пиво обязательно?
— Кто его знает… может, пиво, может, связь. Вон «Евросеть» вместе с LG сделали тур с «Уматурман» и «Чайфом». Я на один вопрос внутри себя не могу найти ответа: совершенно точно, что рок-н-ролл никак не в пике интересов молодежи — там Дима Билан и «Фабрика звезд», так почему же тогда все марки стремятся проводить именно рок-фестивали?
Потому, наверное, что попсовые артисты, как ни крути, портят имидж серьезным брендам.
— Ага, это такая политика двойных стандартов: если человек хочет показаться прогрессивным, то говорит, что «Фабрику» на дух не переносит, но на самом деле «Фабрику»-то 90% смотрят, но втихую, под одеялом, — такая моя версия.
Противоречие воистину неразрешимое, но вернемся к спонсорам. Получается, основное в вашем бизнесе — договариваться с ними что в клубе, что на фестивале?
— Я этим много занимаюсь, но, слава богу, у меня другие источники дохода. Мы с вами о них уже говорили. Спонсоры — это постоянная переписка, перезвонка, переговоры, причем общаться приходится на уровне PR-менеджеров, до Ленина, то бишь бренд-менеджера, не допускают. Из тридцати «стреляет» только один, а это минимум два месяца работы.
И все-таки зимний фестиваль хороните?
— Ну… скорее всего, да. Правда, тут может один мегапроект сработать: есть люди, которые хотят привлечь внимание к ранней диагностике и профилактике онкологических заболеваний. Это москвичи, которые производят диагностическое оборудование и чувствуют себя социально обязанными. И они правы, потому что, если, заручившись господдержкой, создать программу по выявлению рака на ранних стадиях, расходы будут существенно ниже, чем суммы, которые пойдут на инвалидизацию населения, — это я вам как доктор говорю.
Вы что — предложили москвичам популяризацию антираковой профилактики через рок-н-ролл?
— М-м-м… не могу раскрыть идею… она проста и гениальна. Фишка в подаче, она завязана на музыкальном движении, я даже знаю, какой должна быть группа хедлайнеров, но если назову хоть одну группу — все станет понятно. Я москвичам все проговорил, они ушли думать, посмотрим, что скажут. Они, правда, полагали, что на концертах можно будет деньги зарабатывать да еще и рекламу размещать. Я сразу сказал, что денег тут нет, но мы ведь можем продавать знаки сопричастности: футболки, банданы, плакаты.
Действительно, я даже девиз придумал: «Взялся за грудь, обследовать ее на уплотненья не забудь!»
— Ну для девиза длинновато, согласитесь. А так… почему бы и нет.
Может быть, вам музыкальным продюсером стать, раскручивать молодые группы — это сейчас модно.
— Модно-то модно, но это опять-таки к вопросу о «Фабрике». Я не смогу побороться с монополией, которая называется Москва, а именно федеральные СМИ. На «Старом Новом Роке» были журналисты из 250 изданий, 80% — региональные. Для Москвы любой региональный фестиваль, даже питерский, — это как для нас концерт, который прошел в Билимбае или Тавде. «Стреляет» от силы одна рок-группа в год, а сколько их всего? И ведь немало хороших. Эту культуру очень тяжело двигать, так что пока я продюсирую только свои проекты.
Вы о своей группе «Топ»?
— И о ней тоже.
Какова, кстати, судьба альбома, который вы записали вместе с Владимиром Шахриным, Вячеславом Бутусовым, Вадимом Самойловым и Максом Покровским?
— Альбом «Топ и звезды» получился — у него хорошая критика, отличные продажи. Я не могу купить его в Екатеринбурге, представляете? Вообще дурдом! Лейбл «Мистерия звука», которому я продал права на два года, напечатал 15 тыс. пластинок — все они ушли. Я им говорю: «Да как можно было не поставить его здесь!» А они: «Так он и в Москве хорошо продается, а на большее мы и не рассчитывали». Сейчас песенный материал пишется тяжелее… Эх… где моя утраченная свежесть, буйство красок!!! Недавно разговаривал на эту тему с Алексеем Романовым из группы «Воскресенье», он тоже говорит, что раньше писал по 10-20 песен в год, сейчас — одну-две. Но утешил: мол, нет причин для беспокойства — меньше мусора в мире будет.
Сейчас я сценарии пишу: один готов, другой созрел — его надо только на бумагу перенести.
Помню, вы были сценаристом одного из первых в стране реалити-шоу «Царская охота». Новый проект телевизионный?
— Нет. Там авторами идеи были Тимур Горяев и Игорь Мишин. Я отвечал за сценарий шоу, мне за это деньги платили. Там был просто ужас: людей брали с улицы и ставили в невыносимые условия, чтобы они поступились честью и достоинством за деньги. Ведущий просто глумился и доводил их до умоисступления.
Как, например?
— Была, скажем, такая постановка: участникам предлагали за $30 тыс. отрубить себе палец. Антураж соответственный — договор, доктор, охрана и т. д. Нашелся один парняга молодой, посчитал: тысяча уйдет на то, чтобы палец обратно пришить, — останусь в наваре. Тут же говорят: «А кто за $300 отрубит этому гражданину палец?» Тут же вскакивает какой-то люмпен: «Да за бабки… конечно, рубану». Его жена кричит: «Сядь, прекрати!!!» Он все равно ломится. На сцене стоит плаха со здоровенным топором, но мы высверлили в нем дырку и воткнули поперек, сквозь нее, металлический прут, чтоб топор вытащить нельзя было. Он со всех сил его тащит, топор качается, парняга бледнеет, девушки-ассистентки визжат: «Прекратите этот ужас, мы у вас больше не работаем!!!» А меня пот холодный пробивает — вспоминаю, что крепление топора-то я не проверил! В студии катарсис. Слава богу, топор он не вытащил, но ручку все-таки отломал. Короче, я счастлив, что проект этот кончился, хотя он был успешен: взял несколько «ТЭФИ-регион», потом его по кускам растащили разные телеканалы.
Сейчас мы вместе с Олегом Раковичем написали сценарий к художественному фильму, рабочее название — «Шуби-дуби лав». С вероятностью в 80% его будут снимать на Свердловской киностудии.
Для вас это в порядке самовыражения?
— Отчего же. Ситуация в кино сейчас меняется: наше прагматичное правительство выкупает доли в прокатных организациях, таких как Central Рartnership, «Каро-фильм», — государству выгодно финансировать отечественные фильмы, ведь деньги возвращаются. В Агентстве по кинематографии появились суммы, но киношники жалуются, что нет нормальных сценариев. Чтобы пропихнуть сценарий туда, конечно, нужен продюсер и протеже в Москве. В Екатеринбурге есть люди, которые входят в Гильдию продюсеров, вот через них я и работаю. Что же касается самовыражения, это, безусловно, верно, но есть еще и корыстный интерес: самый малобюджетный фильм стоит $500 тыс., а сценаристу всяко-разно причитается не менее 5% этих денег.
Второй сценарий перекликается как раз с продюсированием молодых рок-команд. Я их слушаю по долгу службы, многие нравятся — песни навеяли мне некую канву, ну и, разумеется, эта музыка будет в фильме. Такая вот раскрутка.
Что, бизнес вам опостылел? Решили зарабатывать творчеством?
— Напротив, недавно мы в силу живости характера взяли в долгосрочную аренду озеро Белоусовское, что по Серовском тракту…
Зарыбите?
— Не знаю пока. Почему обязательно зарыбливать? Там красиво, купаться можно! Сейчас такой момент, когда я впервые в жизни не знаю, за что хвататься. Вот разберемся с фестивальными убытками, а там посмотрим.
Что все-таки в приоритете: озеро, фестивали, сценарии, профилактика онкологии?
— Хоккей на траве! Я этим давно очень занимаюсь, меня все знают, а я знаю, что тут я безусловно крут.
1 Евгений Горенбург через неделю сообщил корреспонденту «ДК», что фирма называется «Абсолют Специальный Сервис».
По большому счету проект мне сильно интересен на стартовом этапе. Эмоционально приятно его выдумать, протащить, найти людей, которые зажглись бы им, а дальше… передать в управление.
Спорт — это война минус убийство, здесь все средства хороши. Особенно хороши денежные средства, поэтому сегодня побеждают те клубы, у которых все в порядке с финансированием.
Фестиваль — это не бизнес, он убыточен! Как только кончается очередной — выдыхаешь и сам себе говоришь: «Да пропади все пропадом! Хорош балдеть!»
цитата
Когда-то давно я написал сценарий к кинофильму, теперь с вероятностью 80% его снимут. Есть тут, конечно, и элемент самореализации, но самое низкобюджетное кино стоит $500 тыс., а сценаристу всяко-разно полагается 5%.
Фото: из архива Е. Горенбурга