«Начинаешь работать в крупной международной компании, но понимаешь: что-то идет не так, и мириться с этим невыносимо». Почему люди меняю стабильную работу на свой бизнес?
Марина Демидова, сооснователь и генеральный директор проекта Lab24, поделилась личным опытом перехода из найма в собственный бизнес. Она признается: самое трудное в этом деле — вовремя дать себе пинка, чтобы выйти из зоны комфорта.
— Я работала 3 года в Samsung Electronics. Сначала менеджером по исследованиям рынка, потом продакт-менеджером по мониторам. Меня мучила неудовлетворенность — я не чувствовала себя реализованной. Я не знала, чего хочу. Но точно знала: происходящее в моей жизни сейчас — не про меня.
В попытках что-то изменить я сменила одну крупную международную компанию на другую, ушла в Xerox. Там я очень быстро влилась в коллектив и в саму работу, однако, уже через год уволилась, причем беременной.
До сих пор мне говорят, что это было невероятно глупое решение. Для меня же это самое правильное решение за всю мою жизнь. Пришлось пинками выгонять себя из зоны комфорта, пока это было еще возможно.
Я посчитала важным попробовать себя в небольших, но собственных проектах, где я смогла бы принимать важные решения, чувствовать свой вклад и влиять на происходящее. Я хотела и хочу делать что-то ценное и полезное.
Вскоре меня совершенно случайно познакомили с человеком, у которого были проблемы с бизнесом. Я решила, что это мой шанс попробовать себя, и предложила ему сотрудничество.
Сделка была такой: я делаю так, чтобы все заработало, и получаю половину прибыли. Он согласился и 4 месяца с удивлением наблюдал, как я бесплатно у него работаю.
Ужас моих родителей-госслужащих трудно передать. Их гордость — единственная дочь медалистка-отличница, свободно владеющая английским и французским языками — променяла международную компанию класса A на шарашку в полуподвальном помещении на Красных Воротах.
Шарашкой на Красных Воротах был экспертный центр. Мне показалось интересным привлечь к прочим направлениям генетическую экспертизу. Это в итоге и выстрелило лучше всего. Это обеспечило нам переезд в бизнес-центр, еще не уровня Sumsung, но туда уже было не стыдно приглашать клиентов.
Следующий вопрос был: «Чем мне заниматься, чтобы одновременно приносить пользу и получать удовольствие?». Ответ был на поверхности — генетика все больше меня затягивала.
Я знакомилась с лабораториями и экспертами, вкладывала силы и деньги в это направление. Так наш экспертный центр стал одним из крупнейших партнеров лаборатории Medical Genomics, а мне они предложили открыть и возглавить их представительство в Москве.
Решение далось мне непросто. На одной чаше весов был возврат к наемной работе, на другой — огромные перспективы развития и прокачки своих знаний в сфере генетики и медицины, а также опыт руководства большим коллективом и запуска проектов на всю Россию. Я согласилась, но с условием для самой себя, что получу этот опыт и вернусь к собственным проектам.
За 3 годы работы в Medical Genomics я сделала много всего: я выкладывалась на 200% и в придачу к бесценному опыту получила массу полезных знакомств. Но главным было то, что я нашла людей, у которых, как и у меня, горели глаза и не давало покоя шило в одном месте при мысли о возможности создать что-то новое, интересное и полезное.
В полезности сила
Мы понимали, что в медицине полно сфер, не охваченных технологиями и жаждущих предпринимательской инициативы. У нас было достаточно запала, чтобы создать идею, и нужные компетенции, чтобы ее реализовать.
У моих партнеров был опыт взаимодействия с лабораториями в качестве франчайзи и клиник-партнеров. Я представляла работу самих лабораторий, общалась с ними как с партнерами по генетике. Будучи мамой маленького ребенка, я понимала потребности целевой аудитории и потому могла взаимодействовать с сетями лабораторий с позиции клиента.
Наша идея исходила из побуждения помочь людям, сделать их жизнь проще. Мы придерживались простого принципа: сервис не будет иметь успех, если не даст пользу клиенту.
Польза, которую мы даем, очевидна: помочь пациенту разобраться в номенклатуре анализов, дать ему обратную связь по качеству работы лаборатории и показать ближайшую точку сдачи анализов, в которой нужные ему исследования будут стоить дешевле.
Нам потребовался не один месяц, чтобы привести номенклатуры анализов разных лабораторий к общему виду. Мы перелопатили по 3 тыс. пунктов в каждой из лабораторий, разобрали технологии проведения анализов. В итоге мы получили базу соответствий всех пунктов в прайсе лабораторий, которые обновляются в реальном времени.
Было безумно интересно создать удобный поиск и справочник по анализам. Мы не перестаем вносить коррективы, чтобы улучшать их. Но уже по поведению пользователей видим, что сервис им удобен и полезен.
«Нам невыгодно, чтобы вы развивались»
По роду своей работы я общалась с руководителями многих лабораторных сетей и рассказывала им про наш проект. Интерес с их стороны был огромным, с одной из сетей мы договорились о спонсорстве при их условии, что мы забрендируем под них страницы сайта.
В последний момент мы передумали. Решили, что ценность нашего сервиса в непредвзятости и честном сравнении всех предложений на рынке. Мы не хотим обманывать нашего пользователя, перегружая сайт безосновательной рекламой.
Мы по-настоящему уверились в том, что наш проект нужен рынку, когда поговорили с директором по маркетингу одной из крупных лабораторий. Он сказал так: «Вы же понимаете, что нам невыгодно, чтобы вы развивались? Если вы действительно доведете проект до конца, нам придется либо вам платить, либо вас купить. Уберизация ни одной лаборатории невыгодна».