«Переговоры с потенциальными инвесторами помогли понять: продать компанию, чтобы просто получить деньги, мы не хотим. Денег у нас достаточно, это не мотивирует и ничего уже в нашей жизни не изменит».
В этом году братья Бухманы, создатели Playrix, впервые попали в список Forbes, войдя в сотню богатейших россиян (состояние оценивается в $7 млрд). Как братья, выросшие в небогатой семье в Вологде, создали компанию с выручкой $1,7 млрд, входящую в десятку крупнейших мировых разработчиков мобильных игр, пишет Forbes. Главное — в материале DK.RU.
Игорь (37 лет) и Дмитрий (34 года) носят джинсы и кроссовки, и они совсем не похожи на участников списка Forbes. К публичности братья не стремятся и просят говорить об их состоянии потише, чтобы не «шокировать окружающих». Свой основной актив, компанию Playrix, они зарегистрировали в 2004 году, будучи еще студентами Вологодского педагогического института, а бизнес создали тремя годами ранее.
Братья родились в Вологде, в семье ветеринара и специалиста отдела кадров, в их окружении не было бизнесменов и они подумать не могли, что жизнь пойдет по этому пути. Первый компьютер у Игоря и Дмитрия появился в 1990-х, они по очереди играли и программировали на нем.
В 1999 году Игорь Бухман поступил на факультет прикладной математики Вологодского государственного университета (тогда это был Вологодский педагогический институт), через три года туда же отправился учиться Дмитрий. Братья увлеклись программированием, они поняли, что этим можно заработать.
Первой идеей стала простая игра в популярном тогда жанре xonix, она была готова через месяц. Для того, чтобы ее распространить, братья купили пакет безлимитного ночного интернета. Игру выложили на сайт, а затем стали распространять через каталоги приложений.
Бизнес-модель была незатейливой: на сайт бесплатно выкладывалась ограниченная версия игры, а чтобы доиграть до конца, нужно было оплатить полную версию. Игра стоила $15, за первый месяц ее купили четыре раза.
«Это было, в общем-то, очень приятно, потому что на тот момент зарплата у наших родителей была около $200 в месяц», — вспоминает Игорь.
Игорь и Дмитрий решили, что раз даже такая простая игра может принести деньги, стоит взяться за дело всерьез. Вторая игра была готова через полгода, она приносила уже по $200 в месяц, третья — уже $700–800.
«Родители долго не понимали, чем мы вообще занимаемся. Думаю, они надеялись, что мы в какой-то момент пойдем работать, как все люди вокруг. Даже когда мы начали довольно много зарабатывать, им все еще казалось, что это временно — да, какие-то деньги есть, но, наверное, их завтра уже не останется», — вспоминает Игорь.
Через год братья начали делать скринсейверы — программы, которые показывают красивую заставку на экране, пока устройство не используется, для этого они использовали услуги фрилансеров, продолжая писать игры самостоятельно.
Это и был переходный период между бизнесом, когда мы сами руками делали, и реальной какой-то компанией, — говорит Дмитрий Бухман.
К 2004 году у партнеров было уже три игры и 30 скринсейверов, которые приносили столько же дохода, сколько игры. Когда в 2004 году Бухманы официально зарегистрировали компанию Playrix, на двоих они уже зарабатывали $10 000 в месяц. Тогда они и открыли фирму и начали нанимать людей.
В 2005 году стал формироваться новый рынок — казуальные игры для PC, рассчитанные на широкий круг пользователей с простыми и понятными правилами. К 2007 году братья набрались опыта и начали смотреть на продукты конкурентов. К тому времени российский игровой рынок окончательно сформировался, сложился круг крупных игроков и инвесторов. К этому времени Playrix выпустила уже около 15 игр и получала, по данным App Annie, около $300 000 в месяц. Но все игры, по словам Бухманов, были «нерыночными». Playrix полноценно не конкурировала с лидерами отрасли, так как компания только писала игры, но не занималась их распространением и маркетингом.
В конце 2007 года компания выпустила первую игру для PC, рассчитанную на конкретный рынок — крупные игровые порталы, которые размещали у себя игры для определенной аудитории, привлекали трафик и делали маркетинг.
Так компания жила еще пять лет, до 2011 года, пока братья не задумались о будущем бизнеса. «Я стал понимать, что что-то идет не так: мы росли, но делали все одно и то же. Могли вырасти еще на 10–20% и были успешны на рынке, но вырасти в 10 раз у нас не было шансов», — вспоминает Игорь Бухман. Тогда они обратили внимание на рынок мобильных игр, который только стал зарождаться в 2010 году одновременно с распространением смартфонов. К тому моменту у Playrix был все еще один офис в России, в компании работало около 140 человек.
Рынок рос очень быстро. По данным одного из крупнейших издателей игр Electronic Arts, общемировой рынок оценивался тогда в $3 млрд. В 2010 году, по данным аналитического агентства eMarketer, только американский рынок игр для смартфонов составлял $800 млн.
Первую мобильную игру Township Playrix выпустила в 2013 году на iOS и чуть позже на Android. За время ее существования, по данным App Annie, ее скачали 248 млн раз (выручка составила $849,3 млн без учета комиссии продавца). К тому моменту Playrix уже получала около 70% выручки из-за рубежа, в частности из США.
За год до выхода игры, в 2012 году, братья задумались об открытии компании за рубежом. По словам Дмитрия, страну выбирали по нескольким критериям, но прежде всего учитывали комфортные условия для ведения бизнеса и расположение. В апреле 2013 года Playrix открыла компанию в Дублине.
В Ирландии хорошее корпоративное право, там находятся европейские штаб-квартиры международных IT-гигантов, — объясняет Игорь Бухман.
В 2014 году братья с семьями переехали в Дублин, так как «захотелось пожить за границей».
Дмитрий Бухман поясняет, что сегодня от 65% до 70% ежегодной выручки Playrix приносят две игры с одной вселенной и одним персонажем — Homescapes и Gardenscapes. По данным аналитического агентства Sensor Tower, к декабрю 2019 года суммарная выручка игры Gardenscapes, запущенной в 2016 году, достигла $1,5 млрд, а количество загрузок по всему миру превысило 213 млн. При этом 33% выручки Playrix приносит сиквел Gardenscapes — Homescapes со средней выручкой на установку (revenue per install) $4,52.
Большую часть выручки Playrix по-прежнему приносит рынок США, на втором месте — Китай, на третьем — Япония. На Россию, по словам Бухманов, приходится всего лишь 2% от ежегодной выручки компании, хотя игры Playrix на родине очень популярны.
В начале 2018 года предприниматели впервые задумались о том, чтобы продать долю в компании или даже весь бизнес полностью, вели переговоры с крупными международными игроками и банками, например с Goldman Sachs. Но в итоге решили продолжать самостоятельно развивать Playrix.
«Переговоры с потенциальными инвесторами помогли нам понять простую вещь: продать компанию, чтобы просто получить деньги, мы не хотим. Денег у нас и так достаточно, это нас не мотивирует и ничего уже в нашей жизни сильно не изменит», — говорит Дмитрий Бухман.
Братья решили инвестировать, сейчас у них две крупные инвестиции в игровые компании — кипрскую Nexters и белорусскую Vizor, есть и вложения помельче, но о них братья пока не говорят.
Пятого марта 2020-го Playrix приобрела армянскую игровую студию Plexonic, основанную в 2006 году, а в декабре 2019-го — сербскую игровую студию Eipix Entertainment. Суммы сделок не раскрываются.