В 2015 г. РФ заняла второе место по продажам Rolls-Royce в Европе. Чтобы понять секрет успеха, корреспондент DK.RU протестировал одну из топовых моделей и пообщался с топ-менеджером английской марки.
Любой автомобиль состоит из одного и того же набора привычных частей: четыре колеса, двигатель, трансмиссия, руль, педали… Даже трехлетний ребенок сможет продолжить этот список самостоятельно.
Однако каждый автопроизводитель замешивает коктейль из веками опробованных ингредиентов по собственным фирменным рецептам, и крайне редко бывает, чтобы вкусы получившихся блюд напоминали друг друга. Отличия есть всегда — пусть даже в тончайших, едва различимых нюансах.
Кроссовер или седан? Спортивный хэтчбек или спортивное купе? Пафосный внедорожник или не менее пафосный лимузин? Несмотря на уверенно взятый мировым автопромом курс на универсализацию, от полного перехода на единые стандарты автомобильный мир, к счастью, еще очень далек.
У покупателя еще есть великолепная возможность выбирать сообразно собственным предпочтениям, потребностям, наконец, представлениям о красоте. Но чем шире выбор, тем сложнее его сделать.
Дмитрий Елизаров ездит на новых автомобилях за вас. Руководитель ряда тематических медиапроектов, автогонщик-любитель, мотоциклист-новичок, фотограф и просто большой поклонник автомобилей с огромным стажем, он не только не упустит случая прокатиться на каждой четырехколесной новинке, но и не преминет поковыряться в ее подноготной, нажать на все кнопки и опробовать все доступные режимы.
Он искренне уверен, что плохих автомобилей не бывает — каждому четырехколесному средству передвижения положен свой преданный покупатель. Нужно лишь, чтобы они нашли друг друга.
Rolls-Royce Wraith
Покидая салон роскошного вертолета AgustaWestland, спускаясь на самое титулованное в России поле для гольфа и направляясь к Rolls-Royce Wraith, чтобы отправиться на нем в отель Baltschug Kempinsky, я не мог отделаться от ощущения, что оказался внутри кинофильма то ли о нелегкой жизни спятивших миллиардеров, то ли о трудовых буднях суперагентов.
В машине ожидает длинноногая красотка, под мышкой — верный Walther PPK, а в наручных часах спрятаны лазер, иглострел и небольшая бомба. Штампы, штампы… И с одним из них мне предстоит сегодня как следует разобраться.
Двери, открывающиеся против хода движения — еще одна фирменная традиция марки, которой в Rolls-Royce придерживаются, даже если дверей лишь две
Но я не понимаю. Я искренне не понимаю, что я здесь делаю: 624-сильная глыба металла и кожи весом в 2,36 тонны подавляет меня. И, несмотря на огромный опыт общения с самыми разнообразными автомобилями, мне приходится преодолеть некую внутреннюю робость, чтобы хотя бы коснуться массивной хромированной дверной ручки. Я прикасаюсь к истории: Wraith официально поименован британцами самым мощным и технологически совершенным «Роллсом» на сегодня, а эти парни слов на ветер не бросают.
Вы до сих пор думаете, что владелец Rolls-Royce обитает исключительно на заднем сиденье? Даже в Гудвуде, где находится штаб-квартира марки, уже так не считают. Rolls-Royce официально делает ставку на клиентоориентированность, и сейчас любой «Роллс» преподносится потенциальному покупателю как автомобиль, способный обеспечить соответствующий уровень комфорта сзади и приличествующие марке ощущения за рулем. По большому счету, именно поэтому на свет и появился Wraith — современное воплощение сладкой грезы о Rolls-Royce для водителя.
Отделка интерьера Rolls-Royce может быть любой — причем, когда в Гудвуде говорят «любой», они имеют в виду именно «любой», а не «любой из того, что у нас есть»
Он неприлично огромен и вызывающе роскошен. Он вообще не должен именоваться автомобилем: в Rolls-Royce не видят равных себе на том поле, на которое больше ста лет назад вышли поиграть. В Гудвуде считают, что конкурируют не с коллегами по авторынку, а с ювелирными изделиями, яхтами, островами, предметами искусства признанных мастеров и тому подобное.
Впрочем, и сами Rolls-Royce вполне можно назвать piece of art — художественным произведением, испытавшим в процессе создания не одно любовное прикосновение мастерских рук. Люди, работающие в Rolls-Royce, гордятся своей причастностью к тому, что создают не просто автомобили — они пишут историю.
Правда, делают это как-то странно, сугубо со своей, островной точки зрения. Любой современный Rolls-Royce — это умилительное сочетание самых современных технологий и интерьерных решений, придуманных около века назад. Свое историческое наследие в Rolls-Royce холят и лелеют, бережно перенося некоторые детали из эпохи в эпоху. Водителю и пассажирам «Роллса» предлагается, например, регулировать направление потоков воздуха климатической установки вручную, просто поворачивая дефлекторы, а установить желаемую температуру можно лишь примерно, на глаз, как у воды в водопроводном кране на вашей кухне. И действительно, зачем забивать себе голову лишней информацией? Тепло (или прохладно) — и хорошо.
Центральный дисплей мультимедийной системы можно спрятать под массивной деревянной панелью — чтобы не отвлекал. Нужные показания будут продублированы меньшим монитором, незаметно растянувшимся под приборной панелью
Рулевое колесо Wraith тонковато и великовато (хоть и чуть толще, чем в том же Ghost), рычаг автоматической коробки торчит из рулевой колонки, ручного переключения нет и в помине, а жесткость подвески не регулируется совсем, только величина дорожного просвета. Про тахометр и вовсе забудьте — вместо него уже бог знает сколько десятилетий используется «мощностемер», показывающий оставшийся у мотора запас тяги. Водительское кресло расслабляет, как прием у хорошего психолога, а на заднем диване, несмотря на его сугубую двухместность, может заблудиться среднестатистическая семья. И это самый спортивный «Роллс»?
Ну, в первую очередь, это «Роллс», и только потом — спортивный. Это воплощение самого неприкрытого индивидуализма, где слова «базовая комплектация» считаются оскорблением, а с будущим владельцем согласовывается чуть ли не каждый стежок, сделанный вручную по роскошной коже. И предложенные ему километры Wraith перемалывает с полным осознанием собственного величия.
Пассажиры задних сидений купе практически ни в чем не ущемлены по сравнению с пассажирами задних кресел седана Ghost — ни в пространстве, ни в роскоши. Даже ниспадающая крыша не создает ни малейшего дискомфорта
Впрочем, «перемалывает» — совсем не то слово. Wraith словно пропускает их через многотонный пресс, разглаживая до состояния натянутого шелка. Закрывшаяся за владельцем массивная дверь с закрепленным на ней огромным зеркалом словно отсекает от салона купе все треволнения окружающего мира, герметизируя его эмоционально. Негативу, суете, раздражительности сюда хода нет. А осознание того, что все милые несообразности этого «джентльмена к востоку от Суэца» на самом деле работают именно на создание этого ощущения, приходит позже.
В самом деле, к чему пилоту Wraith ручное переключение передач, если электроника в любом случае знает лучше? Ради того, чтобы подобрать нужную в каждый конкретный момент передачу, коробка даже ведет невидимый диалог с навигационной системой, оценивая перспективы того или иного поворота. Зачем пилоту знать, сколько в его распоряжении лошадиных сил, если их в любом случае хватит для совершения напряженного обгона или выхода из критической ситуации? Другое дело, что напрягаться за рулем Wraith не хочется совершенно.
Строго говоря, называть Rolls-Royce Wraith «купе» терминологически неверно. Это фастбэк, и, пожалуй, одно из самых революционных решений в истории дизайна британской марки
Он настолько аккуратно отстраняет своих обитателей от окружающей действительности, что разрыв между ощущением скорости и реальной скоростью здесь катастрофически огромен. «По ощущениям 60, а на деле 160», — это как раз про него. Именно для этого этому «Роллсу» и нужен спидометр — чтобы вовремя возвращать своего пилота на землю.
Незаметна не только текущая скорость: Wraith и разгоняется, словно призрак. О его разгоне очень хочется рассказывать с применением авиационных, а не автомобильных эпитетов, но достаточно сказать, что «уход в набор» обитатели купе заметят лишь, обнаружив за окном не привычный пейзаж, а размазанные цветные полосы. Wraith не входит в поворот в обычном смысле этого слова — он величественно пластает его фамильным серебром на ровные части и потребляет, не забывая про салфетки и соусы.
Так что назвать его спорткаром не получится: это действительно нечто уникальное, выходящее за рамки традиционных автомобильных понятий и, в то же время, бережно хранящее традиции.
Wraith — это отнюдь не Ghost, переодетый в купе. Пусть они и делят платформу, но Wraith — автомобиль с собственным характером и целым рядом конструктивных отличий
Сложно сказать, как поведет себя купе, будучи низвергнутым, скажем, в чадящий пыльный ад екатеринбургской улицы Армавирской, но я уверен, что высокомерный британский гений предусмотрел и такое. Правда, официальных дилерских центров Rolls-Royce нам не видать, как своих ушей — планов по тотальному завоеванию российской глубинки у британцев нет, хоть продажи «Роллсов» и бьют рекорд за рекордом. О всяких там экономических кризисах и катастрофическом падении рынка в Гудвуде если и слышали, то не обращают особого внимания.
В 2015 году на территории Европы активнее, чем в России, «Роллс-Ройсы» покупали только в Германии, и британцев это вполне устраивает. Франк Тиманн, руководитель Rolls-Royce Motor Cars по корпоративным коммуникациям в Восточной Европе и СНГ утверждает, что компания никогда не будет гнаться за массовостью.
Франк Тиманн, руководитель Rolls-Royce Motor Cars по корпоративным коммуникациям в Восточной Европе и СНГ: «Создавать уникальные автомобили для уникальных людей»
В 2015 году Россия заняла второе место по продажам в Европе. Как можно объяснить, что продажи роскошных автомобилей стабильны на фоне остального автомобильного рынка?
— Конечно, период экономической нестабильности — это не лучшее время для того, чтобы хвалиться успехами продаж. Тем не менее, многие клиенты приходят к выводу, что именно эпоха неопределенности — пора инвестировать в ценности, неподвластные времени. Кроме того, у нас очень сильное модельное портфолио, особенно модель Wraith, которая пользовалась особым успехом на российском рынке в 2015 году.
Можно ли говорить о том, что Rolls-Royce как глобальная компания стремится к планомерному росту продаж? Или, достигнув, например, планки в 4000 автомобилей в год, компания на этом и успокоится?
— Отмечать рекорды продаж, безусловно, очень приятно, однако это не является нашей главной целью. Наша цель — создавать уникальные автомобили для уникальных людей. Мы в большей степени фокусируемся на персонализации и индивидуализации автомобилей, то есть стремимся увеличить долю заказов Bespoke в общем объеме продаж, нежели нарастить количество продаваемых автомобилей. Наша задача — оставаться поистине эксклюзивным, роскошным брендом, и мы никогда не выйдем в сегмент «mass luxury».
Тем не менее, Rolls-Royce так или иначе следит за глобальными рыночными трендами — иначе объяснить запуск проекта Cullinan я не могу. Роскошные кроссоверы набирают популярность — и Rolls-Royce начинает разработку такого кроссовера. С одной стороны — это следование желаниям потенциального клиента, с другой — движение в сторону массовости.
— В первую очередь хочу отметить, что мы не следуем за трендами, потому что если ты «женишься» на трендах, то зачастую оказываешься «в разводе», не успев оглянуться. Для нас решение выйти в сегмент полноприводных автомобилей было очень взвешенным и четко выверенным, и мы никуда не торопимся. И если в ближайшие годы мы представим автомобиль, над которым работаем в рамках проекта Cullinan, мы прекратим выпуск другой модели, чтобы не расширять модельное портфолио и сохранять эксклюзивность.
Если я правильно понимаю, количество моделей в портфолио искусственно ограничивается?
— Я бы не сказал, что оно ограничено. Лет через 20-30 количество возможных конфигураций автомобиля будет лимитировано. Мы снова вернемся к тому, что Rolls-Royce будет изготавливать только ходовую часть, шасси, а форма автомобиля будет зависеть целиком от вкуса отдельного заказчика. Но для того, чтобы сохранять бренд по-настоящему эксклюзивным, роскошным, а автомобили — редким явлением на улицах, мы должны очень тщательно взвешивать каждое решение относительно расширения модельного ряда.
Может ли нежелание увеличивать количество дилерских центров в России также объясняться этой политикой?
— Клиентам Rolls-Royce не нужен дилерский центр прямо на пороге их дома. Гораздо важнее, чтобы дилеры понимали желания и мечты заказчиков. В России есть владельцы Rolls-Royce, которые живут на расстоянии двух, пяти и даже семи тысяч километров от дилерских центров в Москве или Санкт-Петербурге. Ключевой фактор для них — это получать тот уровень сервиса, который они ожидают от нашего бренда, все остальное определяется индивидуальными договоренностями с дилерами.
Я могу ошибаться, но несколько лет назад была предпринята попытка открыть дилерский центр в Екатеринбурге. Это действительно так?
— Мы не принимали решения о дальнейшем развитии дилерской сети в регионах России, и отдельные города не рассматривались. Наш московский дилер проводил в Екатеринбурге мероприятие, чтобы дать возможность нынешним и потенциальным клиентам ближе познакомиться с брендом и автомобилями. Это подтверждает, что мы видим рыночный потенциал в Екатеринбурге, но пока этого недостаточно для запуска того длительного процесса, который мог бы привести к открытию дилерского центра. Если мы открываем новый шоу-рум, мы должны быть абсолютно уверены, что это решение не на пятилетнюю перспективу, а как минимум на 20-30 лет.
Получается, каких-то серьезных долгосрочных планов если не по развитию дилерской сети, то по «проталкиванию» продаж в нашей стране нет? Пусть идет, как идет?
— Мы видим нераскрытый потенциал в регионах: Екатеринбурге, Краснодаре и других больших городах с высокой покупательской способностью. К чему мы точно не стремимся — это устанавливать все новые рекорды продаж год за годом. Но, в то же время, мы бизнес-ориентированная компания, поэтому заходим на те рынки, которые представляют для нас интерес.
Редакция благодарит за возможность тестовой поездки компанию Rolls-Royce Motor Cars в России
Текст: Дмитрий Елизаров. Фото: автора и Rolls-Royce Motor Cars Russia. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции