Марк Твен в свое время сказал: «В торговле золотом больше блеска, чем денег». Но к нему, по мнению ВАЛЕРИЯ БУРДЫ, мало кто прислушался. «Люди всегда думали и продолжают думать, что в золотом бизнес
Марк Твен в свое время сказал: «В торговле золотом больше блеска, чем денег». Но к нему, по мнению ВАЛЕРИЯ БУРДЫ, мало кто прислушался. «Люди всегда думали и продолжают думать, что в золотом бизнесе — Клондайк: заработают на чем-нибудь деньги и вкладывают их в ювелирку. Привлекает то, что не надо закупать какое-то сложное и дорогостоящее оборудование, не нужны большие площади для хранения товара и т. д.», — рассуждает г-н Бурда.
Говоря о российском ювелирном рынке, он прежде всего отмечает очень высокую конкуренцию: «В крупных городах на каждом углу — ювелирная лавка, в каждом торговом центре — с десяток отделов. Невзирая на то что из-за кризиса продажи в нашей отрасли сократились почти на 30%, конкуренция не стала слабее. По моей информации, с рынка ушли считанные единицы компаний».
В условиях высокой конкуренции и кризисного спада продаж ГК «Ремикс» практически перестала получать прибыль. В этой ситуации Валерий Бурда нарушил привычный рыночный алгоритм — вместо сокращения расширил производство.
Как говорит гендиректор «Ремикса», самым простым, лежащим на поверхности решением было сократить производство ювелирных изделий в соответствии с упавшим уровнем спроса. Именно так и поступили на многих российских ювелирных фабриках. «Я решил побороться за своих специалистов — в первую очередь ювелиров. При сокращении производства неминуемо пришлось бы сокращать и их. В перспективе такой шаг обойдется нам очень дорого, я это хорошо понимаю. В ювелирном бизнесе проблема кадров стоит на первом месте. Мы с большим трудом подбираем, обучаем специалистов, тратим на это немалые средства. Поэтому, естественно, нам выгоднее удержать имеющихся людей, обеспечив их работой, чем потом искать и обучать новых», — говорит Валерий Бурда.
Чтобы сохранить объемы производства на прежнем уровне, в компании решили увеличить в реализации долю собственных изделий за счет сокращения чужих. Дело в том, что до кризиса три четверти ассортимента торговой сети «Ремикса» составляли изделия зарубежных, московских и костромских фабрик и только одну четверть — украшения собственного производства. «Для ювелирного бизнеса это вполне нормальная ситуация. Покупателя сложно привлечь только своими изделиями — ему необходимо дать возможность сравнить и выбрать», — поясняет г-н Бурда.
С началом кризиса «Ремикс» сократил в своей торговой сети количество завозных изделий примерно на 8-10%. Тем самым в рознице увеличили объем собственного ассортимента компании — с 25 до примерно 33-35%. «Это позволило нам при общем падении сбыта сохранить объемы продаж наших изделий и соответственно объемы производства», — отмечает Валерий Бурда.
Новый ассортимент оживил сбыт
Сделав ставку на свое производство, в «Ремиксе» начали обновлять ассортимент — освоили выпуск около 150 новых моделей. Это позволило не только удержать внимание розничных клиентов, но и увеличить продажи собственных изделий на оптовом рынке — в родном регионе и по всей России. «Чтобы привлечь оптовых покупателей, нужно постоянно обновлять ассортимент — новые модели покупаются гораздо охотнее. Соответственно чем чаще ты предлагаешь новинки, тем проще тебе найти новых оптовиков, наладить долгосрочные поставки и увеличить продажи. Поэтому в прошлом году мы усилили работу нашего дизайнерского отдела — полностью перешли на собственные разработки. Раньше частично закупали разработки моделей в Костроме (костромское ювелирное производство — крупнейшее в стране. — Прим. ред.)», — рассказывает Валерий Бурда.
С обновленным ассортиментом «Ремикс» начал активнее продвигаться на внешних рынках: в прошлом году компания приняла участие в выставке в Москве (основной способ продвижения продукции в ювелирном бизнесе) и сама начала выходить на новых партнеров в других городах страны, предлагая им свои изделия на пробу. Сибирский регион — зона ответственности оптового отдела в Красноярске, продукция в магазины европейской части России поставляется через оптовый отдел в Москве.
Также для усиления сбыта в «Ремиксе» ужесточили контроль за качеством продукции и, по утверждению г-на Бурды, свели процент бракованных изделий практически к нулю. «Доходило до того, что до 50% изделий из розницы возвращалось на фабрику по причине брака. В кризис мириться с этим стало непозволительной роскошью. Мы собрали наших ювелиров, привезли им бракованные украшения и сказали: «Вот это мы не можем продать. Такая работа больше не принимается». Подействовало: процент брака значительно уменьшился, спрос на изделия собственного производства вырос», — говорит Валерий Бурда.
Эксклюзив — на поток
Выживать в кризис «Ремиксу» во многом помогает и то, что компания работает сразу в нескольких направлениях. «Я всегда был сторонником стратегии диверсификации бизнеса, поскольку уверен, что именно она дает предприятию стабильность, возможность перенаправить ресурсы с ведущего направления на отстающее. Сейчас, в кризис, я еще больше убедился в правильности такого подхода», — объясняет Валерий Бурда.
Так, как раз в кризисный год было решено расширить производство эксклюзивных украшений и изделий премиального класса. Ранее «Ремикс» не позиционировал себя как производитель изделий luxury, выпуская их только в единичных экземплярах или по спецзаказам. «Продавать подобную продукцию мы начали еще в 2007 г., когда открыли ювелирный дом в центре Красноярска. Но это были изделия в основном других фабрик. А в прошлом году мы запустили собственное производство дорогостоящих изделий, для чего создали специальный отдел на фабрике. Например, если раньше мы работали главным образом с камнями фианитовой группы, то начиная с прошлого года изготавливаем украшения с полудрагоценными камнями и бриллиантами», — рассказывает г-н Бурда.
Гендиректор «Ремикса» отмечает, что выход в премиальный сегмент даст компании несколько преимуществ. Во-первых, поднимет ее авторитет в отечественном ювелирном бизнесе. Во-вторых, что главное, позволит увеличить доходы, поскольку рентабельность производства эксклюзива гораздо выше массовки — больше чем наполовину. «Основная составляющая стоимости изделий массового сегмента — вес. В эксклюзивных и премиальных украшениях помимо стоимости материалов и камней идет высокая наценка за уникальность и художественность», — поясняет Валерий Бурда.
Покупателя нужно брать
Руководитель «Ремикса» признает, что произвести ювелирное изделие класса luxury — это только полдела. Едва ли не более сложная задача — продать его. «Уровень спроса на такие изделия оценить сложно. Их, конечно, приобретают постоянно, особенно украшения стоимостью до 500 тыс. руб. Но нужно понимать, что бриллианты — это не предмет, который покупают спонтанно, мимоходом. Поэтому сейчас перед нами, кроме собственно производства изделий, стоит задача создать на них спрос и привлечь потенциальных покупателей», — делится планами Валерий Бурда.
Продвижение и продажи эксклюзива и премиума в компании начали через свой ювелирный дом. Для штучного товара разработали и штучные мероприятия — «Творческие вечера» и «Дегустацию роскоши». «На каждую встречу мы приглашаем наших потенциальных и существующих клиентов — около 20 человек. «Творческие вечера» — это вариация на тему светских вечеров, где наших гостей развлекают приглашенные артисты. У «Дегустации роскоши» другой формат — это своего рода урок на тему ювелирных украшений и камней. Наши специалисты рассказывают гостям, например, о том, как определить ценность камней, показывают фильмы об их происхождении и т. д. Также с прошлого года у нас стартовала акция «Свадебный переполох». Мы предлагали молодоженам эксклюзивные кольца с бриллиантами. В этом году будем дополнительно стимулировать новобрачных — разыграем свадебное путешествие», — поясняет г-н Бурда.
Гендиректор «Ремикса» говорит, что цель этих мероприятий очевидна — поднять престиж собственного ювелирного дома и воспитать своего покупателя, привить ему вкус к дорогостоящим изделиям. «Мы должны сами привлечь клиентов, показать изделия, все рассказать о них, чтобы человек в принципе решился на это приобретение», — отмечает Валерий Бурда. Он добавляет, что сейчас собственные изделия премиального класса составляют около 7-8% в общем объеме производимой компанией продукции. В планах «Ремикса» довести этот показатель не менее чем до 30%.
Валерий Бурда
Генеральный директор ГК «Ремикс»
Родился 3 декабря 1950 г. в с. Мартовка Алтайского края.
Образование: 1965-1969 гг. — Красноярский радиотехнический техникум; 1971-1980 гг. — Красноярский государственный политехнический институт, специальность «Радиотехника».
Карьера: 1973-1985 гг. — начальник цеха, заместитель генерального директора объединения «Крайтелерадиобыттехника»; 1985-1989 гг. — заместитель начальника краевого управления бытового обслуживания; 1989-2000 гг. — генеральный директор объединения «Крайбыттехника»; с 1992 г. — генеральный директор красноярской ювелирной фабрики «Ремикс».
Семья: женат, двое сыновей, внучка, внук.
Хобби: беговые и горные лыжи, дача, рыбалка, охота, фитнес.
Группа компаний «Ремикс»
1992 г. образование компании |
150 чел. штат предприятия |
1 тыс. моделей ассортиментный ряд |
100 тыс. изделий в год объем производства фабрики «Ремикс» |
6 собственных торговых точек; оптовые отделы в Москве и Красноярске; ювелирная фабрика; дизайн-студия; охранное агентство. |
Источник: ГК «Ремикс».