«Когда вы приближаетесь к пропасти, то предотвратить неизбежное можно, только сделав резкий поворот в другую сторону. Есть большие сомнения, что руководство страны готово к таким решениям».
Владимир Фролов, основатель платежной системы на основе блокчейна — copernicusgold.com и банка «Северная казна».
— Я три с половиной года пишу в Facebook, среди моих друзей много состоятельных людей, людей среднего класса. И вот еще три года назад не было постов о росте цен на продукты. Раньше подшучивали над пенсионерами, которые ищут, где дешевле хлеб, молоко, яйца. А теперь в социальных сетях средний класс активно обсуждает цены в магазинах. Людям уже не хватает денег на еду. Причем этих денег не хватает не маргинальным слоям населения, а тем, кто раньше вполне нормально жил, ездил по заграницам, покупал модную одежду. Сейчас обсуждается не новый наряд, который планируют купить, а цены на яйца с молоком. Настроения населения меняются.
Прогноз сбудется, но раньше
Я уже многие годы говорю и пишу, что России не избежать жесткой посадки в конце 2018 г. Я был уверен, что до этого времени хватит денег для штопанья дыр из резервных фондов. Плюс для выборов Президента должен быть создан надлежащий экономический фон.
Но я, похоже, ошибался. Преувеличивал запас прочности существующей ныне экономической модели.
Штопать дыры в экономике планировали резервными фондами, а теперь санация «Бинбанка» и «Открытия» съест почти все накопленные резервы. Из-за этого сверстывать бюджет на 2018 г. будет несоизмеримо сложнее.
Почему ЦБ пошел на такой шаг? Видимо, побоялся обвала банковской системы. В этих кредитных учреждениях сосредоточено очень много денег населения и бизнеса. На то, чтобы заштопать дыры в «Бинбанке» и «Открытии», выделяют триллион рублей. Конечно, такие потери для клиентов этих банков были бы фатальны.
Кто довел банки до такого состояния? Связано ли это с вороватостью банкиров? Думаю, причина не столько в честности или нечестности банкиров, сколько в деградации самой экономики. Беднеет население, разоряется бизнес. Люди перестают обслуживать кредиты, теряется капитал банков.
Хотя налицо бесшабашность в приобретении непрофильных активов, чем, кстати, занимаются и многие другие банки. А это — крайне рискованное занятие, особенно во время кризиса.
В кризис не должно быть никаких лишних покупок — ни бизнесов, ни недвижимости. Делать надо другое. Проводить технологическое и организационное переоснащение, снижать издержки, отсекать убыточные виды деятельности, копить ликвидность на трудные времена.
К сожалению, мы еще услышим много негативных новостей о банковском секторе. И не только о нем. Связано это с общим ухудшающимся состоянием российской экономики.
Выход есть?
Российской экономике никак не выбраться из сегодняшнего состояния без реформ. Когда вы приближаетесь к пропасти, то предотвратить неизбежное можно, только сделав резкий поворот в другую сторону. Нужен мощный экономический маневр. Ключевым инструментом в управлении эффективностью экономики является налоговая система, с этого и нужно начинать, а затем браться за бюджетную систему. Реформы нужно проводить очень быстро, и есть большие сомнения, что руководство страны готово к таким решениям.
Ну и второй момент: у нас так долго и систематично гнобили малый бизнес, что он либо ушел в тень, либо просто закрылся. Без малого бизнеса не выживет ни одна рыночная экономика. Все заверения о поддержке малого бизнеса — скорее, декларация, чем реальные намерения.
А наша экономика сегодня поддерживает не тех, кого надо, а тех, кто ближе к телу. Госкорпорации и мода на огосударствление банков приведет к тому, что Россия будет обречена быть вечным аутсайдером в мировой экономике.