Сегодня в России сделано очень многое для поддержки культуры инноваций, и это прекрасно. Но есть ряд аспектов, которые требуют доработки.
Первое - нужно сокращать жизненный цикл инноваций. Интервал времени внедрения инноваций должен быть намного короче. Для этого необходимо изменение законодательства в сфере госзакупок. Сейчас они осуществляются на основе цены изделия, а должны осуществляться по цене эффекта, который инновационное решение может дать.
Приведу пример: самые современные абразивные материалы, выпускаемые компанией 3М, очень дороги, если рассчитывать их стоимость по цене за квадратный метр. Но если рассчитать их эффективность применения для полировки изделий, скажем, из металла, то наши решения окажутся самыми дешевыми. Но когда идет тендер на госзакупку, это не учитывается. Получается, что современные технологии не внедряются благодаря несовершенству законодательства.
Нужно ускорять внедрение новых технологий в нормативные документы, а это в России происходит достаточно медленно. В России остались старые регламенты, отраслевые стандарты еще со времен Советского Союза. Их никто не пересматривал 20 лет. Вот это первая тема.
Вторая тема – это таможенные пошлины. Необходимо ввести разграничение в кодах ТН ВЭД ТС на сырье и готовый продукт. А то на сегодняшний день получается, что нам проще и дешевле импортировать готовый продукт, чем сырье, которое можно было бы использовать для местного производства с использованием местных рабочих ресурсов.
Третья область, которую необходимо модернизировать, это налогообложение. В принципе в России налогообложение для корпораций вполне посильное, но это только в теории. Потому что все затраты на производство, которые компании несут, оплачиваются не до налогообложения, а после. И это влечет увеличение стоимости продукции.
Опять же приведу пример по опыту компании 3М: при разработке новых продуктов нам очень часто приходится использовать услуги других компаний, которые находятся за рубежом, при этом мы не имеем права оплачивать эти услуги до налогообложения. Все это увеличивает себестоимость и уменьшает привлекательность бизнеса в России.
Инновации, которые разрабатываются в России, очень часто так и остаются на стадии идей. Связано это с тем, что в России же до сих пор нет четкого понимания того, что инновация – это не просто идея, которую ученый изобрел и любит, как своего ребенка, но которая никому не нужна. Инновация – это продукт бизнеса, имеющий конкретное воплощенное применение, за которое другие участники рынка готовы платить деньги
В России люди не умеют продавать свои идеи, здесь мало специалистов, которые могут просто хорошо рассказать о своих разработках и тем самым привлечь инвестиции для реализации решений. А ведь это очень важно. Нужно уметь довести идею до коммерциализации, потому что сила рынка именно в покупателе.
На заре работы компании 3М идеи наших изобретателей очень часто оказывались невостребованными. Это время очень похоже на то, что сейчас происходит в России. Только когда наши изобретатели и ученые поняли, что нужно разрабатывать не просто продукт сам по себе, а продукт, который нужен людям, когда сумели объединиться со службами производства, реализации и продаж, компании стало проще создавать востребованные продукты.
В России есть все необходимые ингредиенты для создания инновационных продуктов и решений. Здесь много молодых, энергичных и перспективных предпринимателей, которые прекрасно знают, как действовать в той или иной ситуации, как выстраивать свои отношения с клиентом. Есть ряд молодых людей, просто фонтанирующих изумительными идеями, разработано множество технологий. Последнее время в стране в большом количестве создаются именно такие небольшие, но перспективные компании, за которыми будущее. Они уже готовы работать по-новому. Но, повторюсь еще раз, необходимо выстраивать и ускорять процесс перехода от концепта до коммерческого продукта – это очень жесткая дисциплина, которую необходимо усвоить предпринимателям в России. И помочь в этом должны органы власти.