Памела Куанруд министр-советник по экономическим вопросам посольства США в России Думаю, не ошибусь, если оценю рост российского ВВП в 2006 г. в 7%. 6,6-7%-й рост на протяжении восьми лет подряд
Памела Куанруд
министр-советник по экономическим вопросам посольства США в России
Думаю, не ошибусь, если оценю рост российского ВВП в 2006 г. в 7%. 6,6-7%-й рост на протяжении восьми лет подряд — это воистину чудесный результат, который, по-моему, вы склонны недооценивать. Но сейчас я очень часто слышу о том, что 2007 г. станет для российской экономики не таким благоприятным и успешным, как 2006 г., прежде всего из-за последствий вступления России во Всемирную торговую организацию. Попробую объяснить, почему эти прогнозы кажутся мне необоснованными, а ваши тревоги и опасения — чрезмерными.
В течение последних пяти лет реальный курс рубля постоянно укреплялся. Сейчас совершенно очевидно, что ваша экономика вполне справилась с последствиями этого укрепления. На мой взгляд, цена, которую вам пришлось заплатить за укрепление рубля, в два или в три раза выше по сравнению с издержками присоединения России к ВТО. Уж если российская экономика переварила пятилетний непрекращающийся рост реального курса национальной валюты, то с ВТО она точно справится!
Вас часто пугают грядущим кризисом в национальных ключевых отраслях, прежде всего металлургической и машиностроительной, опять-таки из-за ВТО. Я убеждена, что ничего страшного не произойдет. Негативные последствия для металлургической отрасли, обусловленные усилением конкуренции с иностранными сталелитейщиками на внутреннем рынке, будут компенсированы отменой антидемпингового законодательства на Западе. Это позволит российским металлургам играть по одинаковым правилам с компаниями сталелитейной индустрии на международном рынке. По моему убеждению, те российские металлургические и машиностроительные компании, которые уже сейчас присутствуют на мировом рынке, вполне конкурентоспособны. Проблема антидемпингового законодательства была для них одной из самых серьезных в течение последних 15 лет, и теперь, после присоединения к ВТО, «антидемпинг» им больше не угрожает.
В 2007 г. в России возрастет инвестиционная активность
Недавно я общалась с представителями АвтоВАЗа. Они рассказали, что сейчас очень энергично обсуждают с потенциальными инвесторами возможность вложений в завод. Казалось бы, предприятия, подобные АвтоВАЗу, находятся в особенно невыигрышном положении в преддверии присоединения к ВТО. На ВАЗе понимают: инвестиции необходимы, чтобы запустить программы модернизации, благодаря которым компания ответила бы на вызовы, связанные с дальнейшим укреплением позиций иностранных автоконцернов в России в 2007 г. Парадоксально, но и для ВАЗа, и для других российских предприятий, оказавшихся в сложной ситуации, ВТО открывает новые возможности для привлечения инвестиций. Прежде всего из-за повышения инвестиционной привлекательности российской экономики в целом. Для инвесторов всего мира известие о присоединении к ВТО — сигнал: цель российского руководства — сделать свою экономику открытой и конкурентоспособной, играющей по единым правилам. В январе — сентябре 2006 г., по данным Госкомстата РФ, объем иностранных инвестиций в российскую экономику на 31% превысил аналогичный показатель за тот же период 2005 г., причем рост иностранных портфельных инвестиций
Российские компании станут еще более конкурентоспособными
В Екатеринбурге меня впечатлила история успеха местной компании «Пенетрон-Россия». Начав с поставок материалов для стройиндустрии, эта компания совместно с американскими партнерами запустила мощное высокотехнологичное производство, продукция которого пользуется большой популярностью на российском рынке и уже экспортируется в страны СНГ. У менеджмента «Пенетрон-Россия» есть планы начать поставки в Западную Европу. Это вполне возможно, поскольку производство в России по некоторым параметрам более современное, чем в Америке, где и появилась используемая технология. Другой позитивный пример — екатеринбургская группа компаний «Астон». Ее руководители отправляются в США, чтобы перенести на российскую почву американские технологии экологичного строительства и создания в районах застройки необходимой социальной инфраструктуры. В «Астоне» мне рассказали о том, что с запуском земельных аукционов в Екатеринбурге у них появилась возможность существенно увеличить объемы строительства. Теперь подобным компаниям, которые делают ставку на новейшие технологии и для которых местные власти установили прозрачные правила игры, вступление России в ВТО на макроэкономическом уровне создает благоприятные возможности для привлечения иностранных инвестиций.
В будущем году региональные компании, работающие на потребительских рынках, ощутят на себе положительный эффект от увеличения товарооборота, связанного с последствиями присоединения ко Всемирной торговой организации. Важно понимать, что ключевой эффект этого шага — расширение ассортимента и снижение цен на потребительские товары.
Сейчас в России, по-моему, существуют две экономики: одна базируется на нефти и газе, другая, хотя и зависит от цен на энергоносители, непосредственно с энергетической отраслью не связана. Мне представляется, что значение компаний второго рода растет. К их числу я отношу и такие крупные предприятия, как ВСМПО, и малый и средний бизнес, работающий на потребительском рынке. В уходящем году мировые цены на нефть и газ несколько упали, но темпы экономического роста в России не снижались, скорее, наоборот. Все это позволяет мне с оптимизмом оценивать перспективы российской экономики в 2007 г.
Александр Бобков
заместитель директора уральского филиала ИФГ «Аккорд-Инвест»:
— Практически полностью согласен с г-жой Куанруд. 10%-й рост российской экономики в 2007 г. — это, конечно, излишне смелое предположение, но совершенно очевидно, что экономическая ситуация в стране сейчас довольно благоприятна.
Последние статистические данные говорят, что экономический рост в России ускоряется (пять базовых отраслей дали в октябре 2006 г. прирост 8,8% в сравнении с тем же периодом 2005 г.); в целом по году прирост ВВП будет, видимо, близким к 7%. Отрадно, что в лучшую сторону меняется структура этого роста: основная его часть обеспечена не отраслями ТЭК, а сектором услуг (строительство, розничная торговля, финансы) и обрабатывающей промышленностью, т. е. отраслями, дающими сильный мультипликативный эффект. Источники роста — инвестиции и рост потребительских расходов (и то и другое +12% год к году).
Я, как и Памела Куанруд, считаю, что скорое вступление в ВТО принесет нашей стране больше пользы, чем вреда: ускорится интеграция компаний в мировую экономику, повысится их энергоэффективность, с рынка уйдут неконкурентоспособные участники.
Укрепление рубля, если оно будет продолжаться, может в какой-то момент стать тормозом роста. Но пока, по моим ощущениям, ведущие отечественные компании вполне успешны при текущем курсе и существенный запас прочности еще остается.
Денис Токарский
коммерческий директор уральской торговой компании «Арго»:
— Памела Куанруд — хотя бы и косвенно — признает, что Россию после вступления в ВТО ожидают проблемы. «Уж если российская экономика переварила пятилетний рост курса рубля, то с ВТО она точно справится». Таким образом, после вступления в ВТО нас ожидают последствия, с которыми придется «справляться». Возникает вопрос: не станет ли одновременная борьба с укреплением курса рубля и последствиями вступления в ВТО непосильным бременем для российской экономики?
Внутри страны от вступления в ВТО выиграют представители сырьевого сектора экономики, который и так довольно бурно развивается. Что же касается наукоемких отраслей, то пока что у нас они находятся не на том уровне, чтобы успешно конкурировать с иностранными компаниями.
И если иностранные компании победят в этой борьбе (а после вступления России в ВТО они могут на это рассчитывать), мы сможем успешно конкурировать только на рынке энергоресурсов. Таким образом, очевидным следствием вступления в ВТО может стать закрепление за нашей экономикой статуса сырьевой.
Примеры сотрудничества отечественных компаний с западными, безусловно, радуют. Но нет гарантий, что после получения опыта на российском рынке иностранные компании не начнут работать в России самостоятельно, без местных партнеров.
Снижение цен на потребительские товары после вступления в ВТО, несомненно, произойдет. Однако это лишь означает, что это будут иностранные товары, которые начнут вытеснять с рынка российские.