Меню

Российская сборка на год в шоколаде

эксперты Григорий Балакин исполнительный директор «УралФрансАвто» Като Кадзухито президент «Хонда Мотор РУС» Андрей Кононов генеральный директор «Автоцентра МС» Владимир Слатюхин генеральный директ

Отсутствие кредитов и рост цен сократят автомобильный рынок минимум вдвое. Новые иномарки впервые за много лет начнут терять позиции, а мультибрендовые салоны станут сами отказываться от дилерств.

эксперты
Григорий Балакин
исполнительный директор «УралФрансАвто»
Като Кадзухито
президент «Хонда Мотор РУС»
Андрей Кононов
генеральный директор «Автоцентра МС»
Владимир Слатюхин
генеральный директор «ЕкатеринбургавтоГАЗ»
Алексей Теребенин
генеральный директор ГК «Уникум»

Насколько подорожали иномарки?
Какие автомобили попали под программу льготного кредитования?
Почему дилеры ожидают ухудшения качества отечественных машин?

Все прогнозы развития автомобильного рынка теперь оказываются не точнее гороскопов, утверждают эксперты. Российские продажи привязаны к огромному числу непредсказуемых факторов, вплоть до экономической ситуации в стране производителя. К тому же сейчас никто не располагает адекватной статистической базой. Участники рынка намекают, что не все данные, предоставляемые автомобильными концернами, соответствуют действительности (в частности, могут отражать сведения только об отгруженных, а не о проданных машинах). Можно было бы судить о рынке по совокупным планам продаж на год, но многие производители их до сих пор не утвердили, а дилерам просто по­ставили задачу-максимум — удержать показатели на прошлогоднем уровне.

Крупнейшие аналитики на всякий случай предлагают достаточно широкий диапазон возможной емкости рынка в текущем году. PricewaterhouseCoopers считает, что если экономика будет развиваться по запланированному сценарию, то российские продажи упадут на 25% (в количественном выражении продадут 2,3 млн автомобилей), а при пессимистическом раскладе — на все 50% (тогда объем рынка составит 1,6 млн машин).

Субсидии на российские авто приподнимут рынок

О предстоящем сокращении емкости дилеры заговорили сразу, как только возникли перебои с автокредитованием. Если учесть, что в последние три года практически каждую вторую машину продавали в кредит, потеря этого инструмента для рынка стала невосполнимой.

Понимая это, правительство России в ближайшее время запустит программу господдержки. Большинство отечественных автомобилей и шесть иномарок российской сборки, стоимость которых не превышает 350 тыс. руб., можно будет приобрести на льготных условиях. Согласно новому закону государство будет субсидировать покупку этих авто в кредит в размере 8,66% (две трети ставки рефинансирования ЦБ). Таким образом, у клиентов появится возможность получить кредит под 14-15%. Выделенных под программу 2 млрд руб. должно хватить на покупку примерно 100 тыс. автомобилей. Льготные кредиты будут выдавать государственные банки, в частности Сбербанк России и ВТБ.

Правда, отношение к нововведению на рынке скептическое — руководители автосалонов знают о законе лишь из СМИ. «Все заявления — это пока лишь декларация о намерениях, я до сих пор ни одного разъяснительного документа не видел», — комментирует АНДРЕЙ КОНОНОВ, гендиректор «Автоцентра МС» (дилер Skoda). Тем более что на основании имеющейся в открытых источниках информации эксперты уже сейчас говорят об объективном недостатке программы: ограничение стоимости авто в 350 тыс. руб. означает, что льготные кредиты распространяются только на машины дешевой комплектации. «Скажем, в списке есть наша Kia Spectra, но в указанную стоимость попадает только модель с двигателем 1,4 и механической коробкой передач, а это узкий сегмент», — поясняет ВЛАДИМИР СЛАТЮХИН, гендиректор «Екатеринбург­автоГАЗ» (дилер ГАЗ и Kia).

Однако дилеры с нетерпением ждут конкретных действий со стороны государст­ва. Во-первых, потому, что неясность породила отложенный спрос на отечественные автомобили. «Мы это оценили, когда в перечень по необъяснимым причинам не попала «Волга»: ее продажи сразу выросли, поскольку люди перестали ждать лучших условий», — добавил г-н Слатюхин. Во-вторых, существует вероятность, что покупатели согласятся приобретать машины «пустыми», а дополнительные опции будут устанавливать позже — по мере эксплуатации.

На рынке уже есть опыт работы с подобными программами. Как рассказал ГРИГОРИЙ БАЛАКИН, исполнительный директор «УралФрансАвто» (дилер Peugeot), производитель автомобилей Peugeot и Citroen уже несколько месяцев компенсирует покупателям практически половину ставки по кредитам. В результате в январе-феврале 2009 г. продажи выросли на 30% (по отношению к тому же периоду 2008 г.). «Банки сейчас выдают автокредиты буквально под грабительские проценты. При их снижении, а также появлении большей лояльности финансовых учреждений к потенциальным заемщикам рост продаж на авторынке вполне возможен», — считает г-н Балакин.

Цены на автомобили выросли на 30-50%

Субсидии по кредитам не единственная мера, призванная поддержать конкурентоспособность российских автомобилей. Государство оградило их и от ценовой конкуренции, увеличив с начала 2009 г. таможенные пошлины на импортируемые в страну авто. В частности, пошлины на иномарки в возрасте до трех лет увеличились с 25 до 30% от стоимости автомобиля, на машины от трех до пяти лет — с 25 до 35%. Пошлины на авто старше пяти лет и вовсе стали заградительными. Мера вызвала немало акций протеста, но ее влияние на автомобильный рынок в реальности оказалось куда меньшим, чем рост курса валют и повышение собственных издержек концернов. Производство меньшего количества машин на прежних мощностях автоматически увеличивает их себестоимость, уточняет Владимир Слатюхин.

Поэтому рост цен на иномарки превзошел все ожидания. В конце 2008 г. руководители салонов прогнозировали удорожание импортируемых автомобилей лишь на 5-10%. Покупатели такие прогнозы воспринимали как попытку стимулировать предновогодний спрос, тем более что осенью дилеры соревновались в предоставлении максимальных скидок и подарков (см. «ДК» № 42 от 17 ноября 2008 г.). Но уже в феврале аналитики зафиксировали средний рост цен на 19,3% в рублевом исчислении (по отношению к июлю 2008 г.). Модели базовой комплектации подорожали в среднем на 17,16%, максимальной — на 21,69%. Лидеры в списке подорожавших авто — Hyundai Accent (+55,3%), Lexus RX 350 (+49,62%), Toyota Corolla (+48,69%) и Mitsubishi L200 (+34,72%).

Первые два месяца екатеринбургские дилеры продавали остатки партий 2008 г. по старым ценам, и покупатели могли не ощутить повсеместного роста цен. Но в ближайшее время запасы закончатся. И уже понятно, что без кредитных ресурсов и с новыми ценами ввозимые иномарки — самый слабый сегмент, поэтому автомобильный рынок сократится в 2009 г. в основном за счет них. Как прогнозирует Министерство торговли, объемы продаж новых импортных автомобилей упадут на 47% (с 1 400 до 747 тыс. шт.), а отечественных, в том числе иномарок российской сборки, — в среднем на 12,5% (отечественных — 630 тыс. шт., российской сборки — 515 тыс. шт.).

Производители, располагающие сборочными производствами на территории России, уже отреагировали на эти тенденции тем, что готовы сократить поставки таких марок в нашу страну. Так, «Тойота Мотор» прекращает импортные поставки седанов Camry, т. е. российские дилеры будут получать только автомобили, произведенные на заводе Санкт-Петербурга.

Руководители дилерских центров отмечают, что от них в ситуации роста цен мало что зависит, но уже сейчас кардинально перестраивают принципы своей работы. В первую очередь просчитывают издержки и оборачиваемость, на которые раньше пристального внимания не обращали, решают вопросы с массовым затовариванием складов. «Хуже всего пришлось мультибрендовым компаниям, которые в предыдущие годы выбрали путь экстенсивного расширения c использованием кредитных средств. Не исключено, что им придется отказываться от некоторых дилерств», — полагает АЛЕКСЕЙ ТЕРЕБЕНИН, гендиректор ГК «Уникум» (дилер Honda, Citroen, Seat). Если финансовый результат одного из направлений убыточен, он тянет за собой всю компанию, объясняет эксперт.

Отечественные авто популярными не станут

Участники рынка уверены: если поддержка сборочных производств оправданна, то меры по спасению отечественных брендов в долгосрочной перспективе эффективными быть не могут. И объяснение тому, скорее, психологическое. «Нелюбовь к отечественным авто — это уникальная черта российского рынка, которой я не встречал ни в США, ни в Японии, ни в Европе. В каждой стране производитель, выстраивая маркетинговую политику, учитывает такой фактор, как гордость за местного производителя. Бороться с ней сложно: как бы концерны ни старались продемонстрировать достоинства своих авто, но во Франции население принципиально продолжит ездить на Renault и Рeugeot, в Испании — на Seat и т. д.», — поясняет КАТО КАДЗУХИТО, президент «Хонда Мотор РУС». Местному автопрому не помог даже тот факт, что в России люди поздно узнали о многообразии брендов на мировом рынке, ведь теоретически за эти годы должна была сформироваться высокая лояльность, констатирует эксперт из Японии.

Российские марки престижными не считаются, так как проигрывают в соотношении «цена — качество». Причем теперь, по прогнозам г-на Слатюхина, качество рискует ухудшиться. «Субсидии и протекционизм могут оказаться полезными, если они, как в Европе, направлены на улучшение экологии (имеются в виду дотации на покупку электро-, малолитражных и автомобилей с гибридным двигателем). Мы уже были свидетелями того, какой обвал уровня качества наступает при введении защитных мер для внутреннего российского рынка. Действительно, зачем прорабатывать узлы и детали, если сбыт гарантирован?» — рассуждает Владимир Слатюхин.

Поэтому, как только уровень платеже­способности позволит покупать иномарки, потребители откажутся от отечественных автомобилей.