Рынок ERP в последние годы сильно поменялся. Сократилось число активных игроков, изменилась структура спроса. Вместе с тем изменилось и соотношение сил: одни компании теряют долю рынка, другие резк
Вы считаете, что это компании-потребители выросли или разработчики адаптировали свои продукты к потребностям новых клиентов?
Насколько тенденции на российском рынке ERP совпадают с развитием западных рынков?
— Россия, пожалуй, нигде, а уж в сфере ИТ точно, не оказывается исключительной и уникальной. Обычно с некоторым запозданием, но мы повторяем мировые тенденции, в том числе и в области бизнес-систем.
Как вы думаете, со временем ERP-системы российской разработки уступят место западным?
— На мой взгляд, сейчас на российском рынке ERP-решений и отечественные, и западные поставщики чувствуют себя достаточно уверенно, бизнес тех и других успешен.
Так что говорить об уходе российских разработчиков не приходится. Тем не менее сегодня уже никто не думает о покупке системы для учета или автоматизации отдельных бизнес-процессов. К проекту информатизации бизнеса подходят комплексно. Менеджмент российских компаний тщательнее взвешивает все плюсы и минусы предлагаемых разработок. Решающими факторами становятся методология, прогнозируемые результаты, стоимость владения. Для западных поставщиков систем управления совершенствование программных продуктов и методик их внедрения всегда было приоритетным направлением.
Думаете, соотношение сил на рынке будет меняться?
— У всех, включая Microsoft, есть амбиции по наращиванию доли рынка. Мы считаем, что у нас достаточно серьезные основания для увеличения своей доли. Очевидно, это не произойдет в ближайшее время. Для существенного изменения позиций в рейтингах потребуется время, так как у ERP-проектов длительные (6-18 месяцев) сроки реализации, а доходы и доля игроков на рынке измеряются не только новыми продажами, но и более существенной составляющей — дополнительными продажами текущим клиентам, расширяющим область применения ERP-решения. Microsoft — компания амбициозная и никогда не удовлетворяется малой долей рынка.
Самый массовый бизнес-продукт — это системы автоматизации бухгалтерии. Почему Microsoft не предпринимает усилий для завоевания этого рынка? У вас же есть подобные решения, продаваемые в Соединенных Штатах?
— На российском рынке мы выбрали стратегию продвижения не учетных, а управленческих систем. Учет во многих странах имеет свою специфику, к тому же российский рынок бухгалтерского программного обеспечения хорошо насыщен и высококонкурентен. Мы делаем ставку на системы управления, которые решают задачу не выстраивания отношений с фискальными органами, а управления бизнесом. При этом наши системы содержат бухгалтерские и налоговые модули, полностью локализованные под стандарты ведения учета в России. Но мы ориентированы на поставку не учетных, а управленческих систем. Такие программы направлены на предоставление информации, важной для оперативного и стратегического управления. По-моему, это интереснее и перспективнее.
И в какой степени российским партнерам при внедрении Microsoft Dynamics AX или Microsoft Dynamics NAV приходится переписывать систему?
— Это непростой вопрос. Объем доработок сильно зависит от желания клиента. Российские заказчики часто требуют, чтобы ИТ-служба нашла поставщиков, которые бы максимально учли в системе все их пожелания. Но ведь такая подгонка может иметь и другие последствия. Фактически компания в дальнейшем встает перед серьезной задачей поддержки и развития этой уникальной программы, что всегда дороже тиражного решения.
На Западе, например, нередки случаи внедрения ERP за несколько недель. Поверьте, две недели — вполне реальный срок. У нас таких примеров пока не было. Было очень быстрое внедрение в компании Daily Foods (Москва) — за 1,5 месяца систему поставили в несколько десятков магазинов. Это суперскорость по российским меркам, и все получилось только потому, что бизнес создавался с нуля и наша система встала туда «как есть». Но у нас часто требуют от системы такого, чем потом даже пользоваться не будут, и поэтому сроки существенно больше, чем за рубежом.
Сейчас много говорят про неудачные внедрения. Например, западные аналитики утверждают, что до 60% внедрений CRM оказываются провальными, с ERP-системами дело обстоит не лучше. Как бы вы охарактеризовали ситуацию в России?
— Это стратегическая проблема. Суть ее в том, что руководство не осознает необходимость внедрения информационной системы в качестве приоритетной и стратегической задачи для бизнеса. Практика показывает, что если руководитель лично не курирует этот проект, то он с большой вероятностью провалится. И еще один важный аспект — многие забывают о том, что и ERP, и CRM — это прежде всего стратегия, а различные компании, и в том числе наша, разрабатывают информационные инструменты для управления этой стратегией.
Как бы вы охарактеризовали зрелость российского менеджмента по отношению к ERP?
— Я думаю, наши менеджеры ничем принципиально не отличаются от других. В любой стране есть своя национальная специфика, и, конечно, японская управленческая культура не такая, как американская. Работая с российскими менеджерами, я вижу очень квалифицированных, профессиональных и быстро развивающихся специалистов. Несколько лет назад один из руководителей крупного западного ритейлера, который пришел в Россию, сказал, что наши компании ему не страшны, потому что ритейл — это машина, а у русских ее нет. Сейчас он бы взял свои слова обратно. Наши научились с нуля строить крупнейшие сети, оттачивать технологии, создавать новые продукты, и иностранные компании уже не надеются забрать себе весь рынок ни в торговле, ни в сфере информационных технологий.
досье
Сергей Домарацкий
Менеджер по работе с партнерами департамента Microsoft Business Solutions в Уральском федеральном округе. Родился в 1974 г.
1996 г. — окончил Оренбургский государственный университет;
1997 г. — специалист по внедрению системы «Галактика» в уральском региональном офисе «Галактика-Урал»;
2001 г. — руководитель проектов и начальник отдела пусконаладочных работ в московском представительстве корпорации «Галактика»;
2004 г. — руководитель отдела в компании «АБ Консалт»;
с 2005 г. — работает в компании Microsoft в подразделении Microsoft Business Solutions и отвечает за построение, развитие и поддержку партнерской сети в Уральском федеральном округе.