Жители городов России могут обанкротить в суде большие города. Граждане начали массово обращаться в суды с исками по капремонту домов за счет местных бюджетов.
Общая сумма выигранных жителями исков по капремонту к администрации Омска, города-миллионника, уже превысила его бюджет.
Основанием для исков, в которых требуют провести капитальный ремонт их домов за счет бюджета, является закон № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года. «Известия» пишет, что по этому закону за бывшим наймодателем, то есть государством, при приватизации жилья оставалась обязанность провести капитальный ремонт домов, где он на тот момент еще не был сделан. Сейчас граждане решили массово воспользоваться этим правом и потребовать от государства приведения домов в полный порядок.
Как правило, суд удовлетворяет иски, что оборачивается огромной проблемой для местных бюджетов. Большинство жилых домов являются собственностью муниципалитетов, и именно на муниципальные власти суды возлагают обязанность оплачивать ремонт. В бюджетах же на это просто нет денег.
Так, зампредседателя Омского городского Совета, экс-сенатор Алексей Сокин рассказал, что в одном только этом сибирском городе суды вынесли уже 646 таких решений на 13,5 млрд рублей, притом что весь годовой бюджет города составляет 15,6 млрд. Отметим, что кроме капремонта суды и прокуратура выносят решения по освещению улиц, ремонту дорог и т.д. В итоге судебные обязательства превышают бюджет миллионного города. Такая же ситуация сложилась в Хабаровске — 990 удовлетворенных исков, во Владивостоке — 724, в Барнауле — 196.
Омские депутаты уже готовят поправки в законопроект, которые позволят распределить нагрузку между местными и федеральным бюджетами, предположительно, они будут внесены в парламент в осеннюю сессию.
«Эта справедливая пропорция очень помогла бы муниципалитетам исполнить федеральные обязательства. По крайней мере, муниципалитетам Омска, Барнаула, Ижевска, Владивостока, Хабаровска, иначе эти города просто не выживут», — говорит Алексей Сокин.
Председатель комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игорь Шпектор убежден, что на выплату денег по искам о капремонте никаких бюджетов не хватит. Поэтому стоит говорить не о распределении нагрузки между бюджетами различных уровней, а о том, что государству лучше пока повременить с выполнением ряда обязательств.
«Исполнить эти судебные решения невозможно, — заявил Игорь Шпектор. — Потому что нужно обеспечить питание в детских садах, поддержку людей, пользующихся социальными льготами. И на это-то денег нет. Какой капитальный ремонт! Конечно, муниципалитеты хотели бы, чтобы подключился федеральный бюджет, если проблему нельзя решить за счет местного. Но и в федеральном бюджете этих денег нет. Надо сделать перерыв хотя бы лет на пять».
Эксперт подчеркнул, что все бюджеты сегодня находятся в критическом состоянии и потянуть эти расходы для них нереально. Шпектор говорит, что государство должно честно заявить гражданам, что в ближайшие пять лет не сможет компенсировать затраты на капитальный ремонт.
«Более того, то же самое должно быть сказано на уровне Верховного суда, чтобы это дошло до всех судов в субъектах. Врать не надо. Надо четко сказать, что, несмотря на те обязательства, которые нужно было бы выполнять, капитальный ремонт выполнить за счет государства нереально. И выполнено это не будет никогда. Мне как председателю комиссии Общественной палаты и как члену наблюдательного совета Фонда по реформированию системы ЖКХ России очень сложно отвечать: дорогие товарищи, никогда этого ремонта по государственной программе не произойдет. Денег нет и не будет», — подытожил Игорь Шпектор.
Владислав Гриб, председатель Федеральной палаты адвокатов, член Общественной палаты с таким методом решения проблемы не согласен. Он считает, что, пусть и не сразу, а по мере поступления в бюджеты средств, но исполнять судебные решения необходимо.
«Закон 1991 года вполне логичен: собственник, которым было государство, обязан был заботиться о сохранности имущества и проводить ремонт, — сказал Владислав Гриб. — С другой стороны, когда парламент одобряет такие законы, то не все просчитывают последствия. А ведь даже сейчас сложно сказать, какая в итоге будет сумма по этим искам. Длиться это может годами. Но законы надо исполнять».
По мнению Гриба, проблема исполнения федеральным, региональными и муниципальными бюджетами многих социальных обязательств, часто популистского характер, которые были одобрены разными составами парламента страны, остается и станет еще более актуальной.
«Пока не все население знает, что можно подавать иски по этому закону, не все, к сожалению, правильно подготовлены, чтобы выиграть эти дела. Но уже сейчас люди выигрывают иски на серьезные суммы, все это отражено в исполнительных листах. И не исполнять эти судебные решения невозможно, — отметил Владислав Гриб. — Возможна, конечно, рассрочка исполнения, но совсем игнорировать это нельзя. Потому что неисполнение судебных решений подрывает авторитет госорганов, нашу правовую систему и создает почву для обращения в международные судебные инстанции. Это ведь повод для исков в Европейский суд по правам человека. Отговорка «денег нет» никоим образом не должна быть поводом для неисполнения судебных решений государством».