В Швеции активно вводят шестичасовой рабочий день. Россияне считают такую практику привлекательной и готовы работать интенсивнее, только бы проводить на рабочем месте меньше времени.
Эксперты же сомневаются, что опыт Швеции можно применить в России. В Швеции, пишет The Independent, повсеместно вводят шестичасовой рабочий день, в итоге рабочая неделя там будет насчитывать 30 рабочих часов. Такой новый график внедряется в самых разных компаниях, в том числе – в домах престарелых, больницах и автомобильных сервисах. Цель – сделать больше за более короткий временной промежуток. У людей, таким образом, появляется возможность больше времени потратить на личную жизнь, a не на работу.
Директор одной из компаний страны Линус Фельдт, компания которого занимается разработкой мобильных приложений, считает, что восьмичасовой рабочий день только кажется эффективным, но за такое продолжительное время легко потерять концентрацию. Кроме того, работники постоянно отвлекаются на соцсети, поиск личной информации в интернете, посторонние разговоры. При 6-часовом рабочем дне у человека достаточно времени для этого вне офиса. Сторонники короткого рабочего дня уверены - это самый простой путь сделать человека счастливым. Правительство Швеции изучает этот вопрос на предмет законодательного оформления 6-часового рабочего дня.
Опыт Швеции примерили на себя и россияне. Он показался привлекательным: граждане России могли бы работать скорее и выполнять объем работ за меньшее время за счет интенсификации труда. Согласно исследованию Superjob, большинство респондентов - 29% - считают, что без ущерба для работы могли бы справляться со своими нынешними обязанностями за 6 часов. За 5 часов успевали бы выполнять свою работу 13%, за 7 часов — 7%.
При этом 9% готовы сократить свой рабочий день вдвое, a еще 3% считают, что могли бы управляться со своей работой еще быстрее. Каждый десятый респондент не может рассчитывать на сокращение рабочего дня, так как его присутствие на работе в течение всех 8 часов необходимо. 16% считают, что не смогут управиться со своей работой быстрее, чем за стандартный 8-часовой рабочий день. Об этом пишет «Эксперт ру».
При этом мужчина чаще женщин говорили о том, что им необходимо находиться на работе все 8 часов (11 и 8% соответственно), a также о том, что работать еще интненсивнее невозможно (19 и 13%). Женщины чаще считают, что могут справляться со своей работой за 7, 6 или даже 5 часов.
При этом к вопросу сокращения рабочего дня старшее поколение относится намного более настороженно, чем молодые люди: 13% россиян старше 45 говорят, что обязаны присутствовать на работе полный рабочий день, 20% — что справиться с таким объемом работы за меньшее время нельзя. Среди молодежи таковых только 6 и 9% соответственно, и практически все варианты сокращения рабочего времени опрошенные моложе 24 лет рассматривали активнее.
Эксперты же уверены, что в России такая система работать не будет. Например, заместитель генерального директора по работе с государственным сектором Интеркомп ЦБУ Антон Огарков говорит, что на сегодня российская производительность труда в 2,6 раза меньше американской. По статистике, в 2014 году россияне в среднем производили продукции на 25,9 доллара в час, в то время как в США этот показатель составляет 67,4 доллара в час.
Причина этого – устаревшее оборудование и технологии, неэффективная организация труда, низкая мотивация, дефицит профессиональных навыков управления. Только после того, как будут решены эти проблемы (например, с помощью передачи непрофильных функций компаний на аутсорсинг), повысится эффективность ключевых производственных процессов.
Серьезный эффект, полагает Антон Огарков, даст внедрение автоматизированных систем планирования и оптимизации, так как это повышает производительность на десятки процентов. Свою работоспособность показала и модель эффективного контракта, при котором перед работниками госсектора ставят цели и прописывают мотивационную составляющую. Таким образом, чтобы российский работник смог работать интенсивнее и успевать все за 6 часов, необходимо комплексное решение проблемы с помощью различных подходов.
Заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин уверен, что в целом сокращение числа рабочих часов в настоящий момент – не самая актуальная для страны инициатива. Для этого необходимо убедиться в общем повышении производительности труда и росте эффективности. Пример Швеции – это просто инициатива отдельных компаний, на законодательном уровне подобный шаг не закреплен, так как серьезных обоснований для него власти вряд ли найдут, считает эксперт.
Если же просто сократить число рабочих часов, сегодня это приведет к неминуемому уменьшению заработной платы. Темпы сокращения при этом будут больше, чем темпы сокращения рабочих часов, так как работодателям придется нанимать дополнительных сотрудников, что заметно увеличивает расходы. В ином случае экономический эффект будет строго отрицательным.
Люшин уверен, что для России более актуально законодательное закрепление расширенной рабочей недели по желанию работника. Многие люди готовы работать больше, если такие переработки будут оплачиваться. Такой шаг в настоящее время более актуален в России.