Меню

«Россияне хотят лишь погасить ипотеку и купить еды. У страны в такой ситуации нет шансов»

Иллюстрация: pixabay.com

Половина россиян не ставит перед собой никаких целей. Те же, кто ставит, думают о покупке жилья и машины. Это значит, что общество не может создать ценности, страна остается в тени мирового развития.

Примерно половина россиян живут повседневными делами и не ставят перед собой никаких перспективных задач, показал опрос НИУ ВШЭ. Те же, кто все же трудится над реализацией краткосрочных и долгосрочных планов, в первую очередь пытаются решить социально-бытовые проблемы.

Исследователи НИУ ВШЭ поясняют, что именно жизненные цели населения отражают подлинную мировоззренческую структуру общества. Проанализировав их, можно определить социальный вектор развития страны.

Читайте также: «В России ничего не хотят от государства только те, у кого нет серьезных проблем»

Информацию о жизненных целях россиян собрали в 2017 году на основе репрезентативной выборки из 700 человек, живущих в разных регионах страны (около 48% живут в мегаполисах и региональных центрах). Среди опрошенных — 53% женщин и 47% мужчин, средний возраст около 46 лет, около 34% опрошенных имеют высшее образование. Средний душевой доход семьи респондента составил 19 тыс. рублей в месяц.

Опрос показал, что 52,4% респондентов имеют конкретную жизненную цель. Но еще почти у половины опрошенных нет никакого ясного представления о том, чего они хотели бы достичь в будущем.

25,9% (средний возраст респондентов в этой группе 44 года) не смогли назвать что-то конкретное, отличимое от их повседневности — работы, дел по дому, времяпрепровождения с семьей. «Для представителей этой группы понимание жизненной цели эквивалентно воспроизводству сложившегося образа жизни», — поясняют исследователи.

Еще 21,7% опрошенных не имеют цели, так как считают, что уже всего достигли. Так отвечают люди, средний возраст которых 67 лет.

Респонденты, у которых есть жизненные цели, рассказали о таких желаниях:

  • приобретение квартиры, покупка/постройка дома или дачи — 24,3%;
  • обеспечение будущего детей — 16,2%;
  • образование, повышение квалификации, творческие задачи — 11,1%;
  • создание или пополнение семьи — 10,8%;
  • карьера, повышение в должности, организация своего дела — 9,9%;
  • погашение крупного кредита, ипотеки — 6,9%;
  • приобретение автомобиля, мебели, ремонт в квартире — 6,9%;
  • путешествие, смена региона проживания — 6,0%;
  • увеличение дохода, материального достатка — 4,2%.

В среднем россияне планируют свое будущее на ближайшие пять лет, при этом наибольший срок (8-9 лет) выделяется на погашение крупных кредитов и обеспечение будущего детей. К краткосрочным планам (до 3 лет) относятся путешествия и покупка предметов долгого пользования (мебель, автомобиль).

Типы целей

Цели респондентов исследователи разделили на три группы по критерию связи с достижением большего материального благополучия. При классификации учитывалось мнение самих респондентов. Участников исследования спрашивали, ориентирована ли их цель на материально выраженный результат (повышение дохода, прирост стоимости имущества), имеет ли она иное немонетарное измерение (общественное уважение, духовную потребность) или их цель невозможно измерить в деньгах. В итоге все цели классифицировали как «чистые утилитарные», «смешанные» и «чистые идеальные».

В списке утилитарных целей лидируют покупка дома или машины, ремонт в квартире, покупка новой мебели. Сюда же относятся прагматичные устремления: повышение должности или зарплаты.

Идеальные цели разделили на две подгруппы. К первой отнесли желания социально-демографического характера, например, создание семьи и рождение ребенка, ко второй — реализацию профессиональных и творческих задач: защита диссертации, занятия музыкой, спортом и т.п. Авторы исследования отмечают, что идеальные цели чаще других ставят себе женщины, не имеющие детей.

Самой популярной группой стали смешанные цели, сочетающие в себе утилитарные и идеальные мотивы. Это намерения творческого характера (достроить дачу своими руками) или прагматического (стать финансово независимым, но достичь всего самому), а также стремления к профессиональной самореализации (перейти на более интересную работу).

Часть смешанных целей отражает сложную ситуацию, с которой пытается справиться человек. Например, желание накопить денег для лечения ребенка за границей. К этой же группе исследователи отнесли цели, условно обозначенные как крик души: «хоть раз в жизни съездить на любое море отдохнуть». В группе со смешанными целями процент респондентов с детьми выше, чем в двух других.

Исследователи отметили, что цели есть чаще у людей с высшим образованием и более высоким уровнем дохода. В то же время возраст и удовлетворенность уже достигнутым в жизни снижают желание человека улучшить собственное благополучие.

У россиян наблюдается «высокая отстраненность от долгосрочного целеполагания в осуществлении своих идей». Это объясняют отчасти естественными (возрастными) границами населения. Но в то же время в группу не имеющих жизненных целей попали люди, которые находятся в пиковом для социальной активности возрасте. Это говорит о том, что в обществе недоиспользуется сокрытый «ресурс модернизации».

Простое воспроизводство индивидуального жизненного уклада (работа, семья, досуг) при отсутствии социально-значимых жизненных целей не дает заметного прогресса. Также развитие общества тормозит перевес в сторону утилитарных целей, что отражает объективные и нерешенные социально-бытовые проблемы.

Эксперты резюмируют, что российское общество сегодня проходит опасный поворот, устанавливается баланс между сугубо утилитарными и идеалистическими социальными интересами на фоне полной исключенности значительной части общества из процессов целеполагания.

«Если не переломить тенденцию смещения в сторону узко-утилитарных целей, то в ближайшей перспективе это лишит общество способности к созданию ценностей, которые делали бы глобальным интерес к нему, а значит, оставит ему место лишь в тени мирового развития. Само общество при этом не решит ни своих духовных, ни своих потребительских проблем», — комментирует Владимир Карачаровский, доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ, один из авторов исследования.

Помочь могут «смешанные цели», которые сочетают прагматический расчет с идеальными устремлениями. Развиваясь в этом направлении, общество сможет соединить «создание новых духовных ценностей и идеалов с капитализацией собственных достижений».