О снижении траффика в торговых центрах крупные игроки рынка сообщили ещё в прошлом году. Продолжится ли тенденция в этом году – в материале DK.RU.
- В условиях кризиса посещаемость и среднее пребывание в ТРЦ как правило снижается, также сокращается средняя величина расходов при посещении ТРЦ. Так, на примере 2009 г. в среднем посещаемость ТРЦ снизилась на 30-35%, - говорит DK.RU консультант практики «Инвестиционное консультирование» консалтинговой группы «НЭО Центр» Оксана Торойкина.
Чтобы увеличить посещаемость, торговые комплексы проводят на своих площадях развлекательные программы и ивенты. К примеру, сейчас во многих ТРЦ можно увидеть площадки с показами мод, выставками, розыгрышами призов. По словам крупных игроков рынка, это позволяет увеличить посещаемость торговых комплексов в среднем на 20-30%.
Собственники ТРК стараются по максимуму использовать не только свои площадки, но прилегающую территорию. Рядом с ТРЦ открываются катки, дельфинарии, передвижные цирки, летние пляжи, спортивные площадки, минизоопарки и т.д.
- Все большую роль на рынке играет покупатель, у которого появляется больший выбор - в какой торговый центр пойти. Определяющими в этом решении становятся якорные арендаторы и специализация торгового центра - соблюдение заявленной концепции, - рассказывал ранее DK.RU руководитель портала о коммерческой недвижимости knkras.ru Георгий Куприянов.
О том, как важно найти свою нишу и следовать заявленной концепции в конце 2013 г. сообщал советник по маркетингу президента компании DVI Group Дмитрий Патрацкий на открытии ТРК «КомсоМОЛЛ» в Красноярске. Дмитрий Патрацкий выражал уверенность, что одного шоппинга покупателям мало, посетитель должен быть вовлечен в социальные проекты и чувствовать себя в ТРЦ, как дома.
В конце прошлого года директор ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев сообщал DK.RU, что есть угроза закрытия небольших ТРЦ из-за усиления крупных торговых комплексов.
Руководитель отдела исследований Cushman&Wakefield Денис Соколов* в своей колонке для РБК выразил мнение, что российские торговые центры никогда не опустеют.
- Даже при самом неблагоприятном экономическом сценарии российские ТЦ скорее будут похожи на ярмарки конца девяностых, чем на торговые моллы-призраки из американской глубинки. Торговые площади, оставшиеся от сетей, начнут занимать мелкие предприниматели (...) Будет происходить сокращение занятости, особенно в регионах, и мелкоформатная торговля может дать толчок развитию малого бизнеса и рынку труда. Ведь малым предпринимателям легче всего осваивать именно розничную торговлю. Они, как это было и в девяностые годы, могут на время заполнить освободившиеся ниши, - полагает эксперт.
В том, что ТРЦ не останутся без покупателей, уверен и член совета директоров девелоперской компании «СтройИнвестТопаз» Максим Раевский. Клиенты дорогих ТРЦ будут смотреть в сторону экономичных комплексов.
- ТРЦ не останутся без покупателей - просто их клиенты будут переходить от более дорогих и «элитных» ТРЦ в более простые. Те, кто предпочитал «Времена Года», перейдет в «Европейский», «Охотный Ряд». Те, кто занимался шоппингом в «Европейском», будет смотреть в сторону «Меги». Собственникам ТРЦ следовало бы сосредоточиться на качестве услуг - наличию удобной бесплатной парковки, на недорогих развлечениях, например, хороших кинопоказах, на различных акциях и скидках, которые будут разово привлекать посетителей. Многие посетители, наверное, в поисках одежды будут посещать даже недорогие спортивные моллы, такие как «Декатлон», вместо «Меги».
Как будут развиваться ТРЦ в кризис?
Опрошенные эксперты DK.RU уверены, что сейчас многие ТРЦ сосредоточатся на развлекательной программе, чтобы удержать посетителей.
- Проведение развлекательных мероприятий в ТРЦ необходимо и является одним из элементов антикризисной маркетинговой программы, главная задача которой - сохранение посещаемости торгового центра. Для поддержания привлекательности ТРЦ, важно придерживаться концепции, что торговый центр - место не только для шопинга, но и для проведения досуга, - говорит Оксана Торойкина.
- Семьи с детьми, конечно, рассматривают ТРЦ больше как место для приятного времяпрепровождения и развлечения в выходной день, поэтому наличие хороших и бесплатных площадок и аниматоров для детей будет дополнительным плюсом, - говорит Максим Раевский.
Тем не менее, развлечения не приносят такой прибыли, как арендаторы, уверен младший партнер практики «Девелопмент» Консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Закускин.
- Развлекательная составляющая не приносит такой доли прибыли собственнику, как традиционные арендаторы - их задача стоит в другом - увеличить посещаемость и время пребывания людей на территории ТЦ, а количество денег, потраченных ими, увеличивается, что приводит к успешности проекта в целом, - говорит эксперт DK.RU.
По мнению Александра Закускина, сегодня собственникам ТРЦ стоит заняться оптимизацией затрат на содержание и эксплуатацию комплексов и сохранять текущий пул арендаторов, в каких-то вопросах быть готовым идти на уступки.
Тег: обзоры DK.RU
* - выполняет функции иностранного агента