Меню

Россияне переходят на хлеб и молоко, экономя на качестве товаров

Россияне продолжают экономить. Теперь домохозяйства все чаще выбирают дешевые и менее качественные товары. Это касается и еды, и бытового комфорта.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство опубликовало исследование, которое дополняет картину поведения потребителей и прогнозы в отношении частного спроса. При этом выбор домохозяйств в пользу дешевых и менее качественных товаров стал смещаться еще в 2011 году. Теперь, пишет «Коммерсант», выбор все чаще делается в ущерб качеству еды, безопасности дорожного движения и бытовому комфорту. Если ситуация в экономике не начнет меняться и «значимых источников» экономического роста не будет, в 2020 году оборот розницы останется значительно ниже уровня 2014 года.

Сообщается, что в прошедшем году пузырь на рынке потребительского кредитования окончательно сдулся — доля привлеченных средств и собственных сбережений населения в располагаемых доходах приблизилась к показателю 2009 года (чуть больше 6% после пика в 12% в 2013 году). Это заметно дополнило набор факторов, которые последние два года приводят к массовому изменению потребительского мышления и поведения.

С 2011 года в России стали пользоваться спросом более дешевые товары длительного пользования. В 2013 году эта тенденция распространилась и на продовольственное потребление. Рекордное снижение реальных зарплат и доходов в 2015 году обрушило физическое потребление непродовольственных товаров на 20%, а продовольственных — на 4,2%, считают в агентстве (спрос на еду меньше зависит от доходов и цен). Падение смягчило изменение предпочтений граждан, оно же дало возможность компенсировать четверть продовольственной инфляции. Но это происходит за счет продолжающегося снижения «качества потребляемой пищи, безопасности дорожного движения и бытового комфорта», заключается в исследовании.

Россияне перешли на дешевые товары и товары-заменители, это не сказалось на потреблении калорий на душу населения и потраченный рубль. На сегодняшний день овощи (кроме картофеля), фрукты, рыба, морепродукты и алкоголь заметно уступают место хлебу, картофелю и молочной продукции.

«В перспективе возможен дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла, сезонных овощей и сахара»,— предполагают аналитики.

Не менее значительные последствия имеет и падение спроса на непродовольственные товары: увеличивается срок эксплуатации товаров длительного пользования. Главной причиной старения автопарка при растущей обеспеченности транспортом в АКРА называют отставание темпов утилизации от скорости покупки новых автомобилей. Еще одна значимая причина - состояние доходов населения и консервативные потребительские ожидания. В этом, впрочем, Россия не одинока: стареющее население, которое не склонно покупать новые дорогостоящие товары, и замедление экономического роста приводят к схожим тенденциям в ЕС, США, Японии и Китае.

Начала снижаться и средняя площадь новых квартир в России. С 2009 по 2015 год, по данным АКРА, она снизилась на 19%. При этом пока продолжают расти показатели обеспеченности жильем на человека и удовлетворенность населения жилищными условиями, так как средняя площадь старых квартир все еще на 25% меньше площади новых, а улучшение жилищного фонда опережает прирост населения. Такая тенденция характерна для больших экономик, но, в отличии от ситуации с автомобилями, объясняется увеличением плотности городского населения и «расселением семей», которое приводит к уменьшению размера домохозяйств.

Население России и дальше будет экономить, дольше и интенсивнее использовать товары инвестиционного и длительного потребления, считают аналитики. Только к 2017 году при дальнейшем ожидаемом снижении процентных ставок домохозяйства достигнут уровня закредитованности, который позволит частично смягчить «жесткий баланс расходов и доходов». В таких условиях роста спроса на кредиты со стороны населения, на который надеются банки, и отложенного спроса на непродовольственные товары, на который рассчитывают компании, ждать не приходится.