Меню

Россияне устали экономить: тяга потребителей к дорогим покупкам увеличивается

Граждане стали менее чувствительны к ценам и требовательнее к качеству и выбору товаров — пришли к выводу в Сбербанке. Справедливо ли такое утверждение?

Потребительская уверенность россиян в четвертом квартале 2019 г. укрепилась, граждане теперь более склонны покупать дорогие товары, чем год назад, говорится в обзоре Сбербанка «Потребительский индекс Иванова». За год индекс поднялся с минус 24% до минус 15%: россияне стали менее чувствительны к уровню цен и более требовательны к качеству и ассортименту продуктов питания. 

В четвертом квартале 2019 г. продолжилась тенденция к укреплению потребительской уверенности, основанной на усилении рубля, снижении процентных ставок, а также росте доходов на фоне уменьшения инфляции, — говорит Ярослав Лисоволик, руководитель Sberbank Investment Research. 

Индекс готовности к покупке сравнительно дорогих товаров тоже вырос по сравнению с предыдущим кварталом — на 2 п. п. — до минус 38%. Коэффициент сбережений вырос до 8% — это самый высокий показатель со второй половины 2015 г. При этом доля респондентов, не имеющих сбережений, сократилась до 36% по сравнению с 41% в третьем квартале 2019 г. 

Участники опроса стали оптимистичнее относиться и к будущему своих работодателей. Так, оценка перспектив бизнеса достигла пика после экономического спада 2014 г. — 13%. Улучшилась оценка перспектив крупного и малого бизнеса, оценка перспектив средних предприятий не изменилась.

«Потребительский индекс Иванова» улучшился в том числе за счет роста реальных доходов россиян, считают его авторы. По данным Росстата, в 2019 г. они выросли на 0,8%. Основной рост пришелся на зарплаты — они увеличиваются более высокими темпами, чем прибыль от предпринимательства и теневых заработков.

Однако данные Сбербанка не вполне точно коррелируют с показателями потребительских рынков. В частности, за 2019 г. оборот российского fashion-рынка упал на 3–4%, до 2,26–2,29 трлн руб. — в связи с падением потребительского спроса, ростом НДС, инфляцией и повышением долговой нагрузки граждан.