Меню

Российские авиакомпании решили отказаться от бесплатного провоза багажа

Авиакомпании России решили, что пассажирам самолетов страны пора летать налегке. Они предложили Минтрансу ввести отдельную плату за багаж, a провоз ручной клади максимально ограничить.

В Минтрансе предложение авиаперевозчиков должны рассмотреть в скором времени, об этом пишет «Российская газета». При этом эксперты рассказали изданию, что в случае изменения действующих Федеральных авиационных правил пострадать могут не только пассажиры, но и сами перевозчики.

Логику авиакомпаний можно понять. Они хотят банально заработать побольше денег, ведь их прибыль снижается третий год подряд. Кроме того, перевозчики уже не в первый раз жалуются, что пассажиры изобретают различные махинации с багажом: чтобы не платить за перевес багажа (сейчас перевозчики в основном разрешают перевозить максимум 20 килограммов), они распихивают лишние вещи по спортивным сумкам и проносят на борт в качестве ручной клади. Такой обман системы создает неудобства для других пассажиров.

В России на данный момент нет ограничений по весу или количеству вещей, которые пассажиры берут в салон. Существует список предметов, которые можно провозить в салоне дополнительно - дамская сумка, телефон, портативный компьютер, верхняя одежда, фотоаппарат, видеокамера, детское питание и так далее. Всего в списке 18 наименований. Кроме того, пассажиры часто покупают что-то в чистой зоне аэропорта – воду, сувениры, книги. Перевозчики на такие мелочи часто просто не обращают внимание. Отказать пассажиру могут только в том случае, если сумка или видеокамера не умещаются на полке для багажа или под сиденьем, рассказал председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Практика же показывает, что иногда внутренние инструкции авиакомпании для персонала не совпадают с общими воздушными требованиями, особенно если речь идет о лоукостерах. Это приводит к скандалам и судебным разбирательствам. Пассажиры массово жалуются в Ространснадзор на то, что их не пускают на борт даже с тем, что разрешено проносить на борт по правилам страны. Например, представители одной из авиакомпаний требуют заплатить дополнительно к билету 2 тысячи рублей за рюкзак, которого нет в официальном списке, констатировали в службе. В итоге перевозчики предложили отменить требования о 18 предметах и разрешить провозить в салоне только одну сумку весом не более 5 килограммов.

Глава Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что, возможно, такое предложение имеет смысл, так как прекратит бесконечные споры и разбирательства, однако максимальный вес в таком случае должен быть не 5, a 10 килограммов. Научные сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Федор Борисов категорически с этим не согласен. Он заявил, что перечень разрешенных к провозу вещей ни в коем случае нельзя сокращать до одной сумки, сколько бы килограммов она ни весила. Есть оборудование, которое не уберешь в стандартную сумку, оно требует отдельных чехлов и кофров: компьютеры, фотоаппараты, телефоны и тд. Кроме того, нужно предусмотреть в обязательном порядке правила для провоза детского питания, кресла для инвалидов и детской коляски. Борисов уверен, что список вещей стоит оставить.

Эксперты «Российской газеты» говорят, что предложение по ужесточению норм ручной клади явно не в интересах потребителей, однако в не лучшем положении окажутся и сами авиакомпании. Авиаперевозчики страны не только не добьются увеличения прибыли, но и потеряют еще больше. Например, если запретить пассажирам брать на борт покупки из duty free, то воздушные гавани не получат выручки от продаж, отметил Федор Борисов. Это быстро приведет к росту тарифов на обслуживание перевозчиков. Но и это не все.

По словам Петра Шелища, россияне могут просто отказаться от услуг российских авиакомпаний в пользу иностранных перевозчиков (там никаких ограничений нет) или вовсе пересядут на поезда. Ведь в поезд можно взять с собой и чемодан, и сумку с едой, и компьютер. Вес ручной клади в поездах не должен превышать 36 килограммов, a вес багажа, который нужно сдавать в отдельный вагон, может быть целых 75 килограммов.

На данный момент чемоданы в багажном отделении самолета, по общим правилам, предусматривают минимальный вес в 10 килограммов. То есть авиакомпании могут устанавливать свои ограничения сверх этой нормы, обычно это 20 килограммов, но может быть и 30. Разрешенный вес, как правило, зависит от грузоподъемности самолета.

Главное – чтобы минимальные права пассажира, которые прописаны в Воздушном кодексе РФ, никто не нарушал. Авиакомпании сейчас предлагают и вовсе отменить норму о бесплатном провозе багажа, то есть пассажиры будут платить за каждый «чемоданный» килограмм. Это даст возможность бюджетным перевозчикам предлагать провоз увесистого багажа как дополнительную услугу. Эксперты говорят, что допускать этого нельзя.

Лоукостеры – отдельный разговор, ведь они зарабатывают именно на дополнительных услугах. Этим компаниям, возможно, стоит сделать исключение и разрешить самим регулировать нормы провоза багажа. Пассажир же сам решает, какой перелет ему выгоднее, говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Федор Борисов. Порой билет на лоукостер и доплата за все дополнительные услуги в сумме выходят дороже, чем полет обычным перевозчиком.