Самыми востребованными у работодателей РФ остаются выпускники экономических, технологических и математических факультетов. Сами студенты выбирают трудоустройство в крупнейших российских корпорациях.
Компания Future Today опубликовала рейтинг «Лучшие работодатели-2017», основанные на опросах почти 20 тыс. студентов под контролем крупнейших работодателей, а также встречный рейтинг факультетов, на студентов которых ориентируются наиболее популярные наниматели. Оказалось, что российские компании в рейтинге постепенно вытесняют международные, a наиболее востребованные направления обучения студентов почти не меняются, это экономические, технологические и математические факультеты ведущих вузов, пишет «Коммерсант».
Future Today публикует рейтинг второй раз, впервые он был представлен в январе 2017 года. За год наблюдательный совет рейтинга расширился в полтора раза и теперь включает более 60 компаний, в том числе BMW Group, Deutsche Bank, Johnson & Johnson, JTI, Mail.ru Group, Mars, Microsoft, McKinsey & Company, PwC, Unilever, МТС, «Норникель», СИБУР, ЦБ и др. Выборка также существенно выросла: число опрошенных студентов ведущих вузов (выпускников 2018 и 2019 годов) — вдвое (с 10,3 тыс. до 19,5 тыс.), число вузов — с 11 до 38. В итоге работодатели и вузы были оценены по следующим критериям: «Самые востребованные факультеты у ведущих работодателей», «Лучшие работодатели по оценке студентов ведущих вузов» и «Лучшие работодатели в своих целевых аудиториях».
Первые места в рейтинге самых востребованных факультетов заняли четыре факультета Высшей школы экономики, три — МГУ и по одному Финансового университета, МГТУ им. Баумана и МФТИ. От 40,3% до 61% опрошенных работодателей заинтересованы в выпускниках этих вузов и направлений. В 2017 году первая десятка была примерно такой же, в этом году лишь экономический факультет СПбГУ уступил место МФТИ.
№ | Вуз и факультет | % |
---|---|---|
1 | НИУ ВШЭ — факультет экономических наук | 61,0% |
2 | МГУ — экономический факультет | 59,7% |
3 | НИУ ВШЭ — факультет бизнеса и менеджмента | 51,9% |
4–5 | НИУ ВШЭ — международный институт экономики и финансов | 49,4% |
4–5 | МГТУ — информатика и системы управления | 49,4% |
6–7 | МГУ — механико-математический факультет | 44,2% |
6–7 | ФУ — финансово-экономический | 44,2% |
8 | НИУ ВШЭ Санкт-Петербург — Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента | 41,6% |
9–10 | МГУ — факультет вычислительной математики и кибернетики | 40,3% |
9–10 | МФТИ — инновации и высокие технологии | 40,3% |
11–14 | НИУ ВШЭ — факультет права | 37,7% |
11–14 | НИУ ВШЭ — факультет компьютерных наук | 37,7% |
11–14 | СПбГУ — Институт менеджмента | 37,7% |
11–14 | МГУ — юридический факультет | 37,7% |
15–17 | МГТУ — робототехника и комплексная автоматизация | 36,4% |
15–17 | МГТУ — инженерный бизнес и менеджмент | 36,4% |
15–17 | НИУ ВШЭ — факультет мировой экономики и мировой политики | 36,4% |
18–22 | МГИМО — международные экономические отношения | 35,1% |
18–22 | МФТИ — управление и прикладная математика | 35,1% |
18–22 | РЭУ — факультет математической экономики, статистики и информатики | 35,1% |
18–22 | МГУ — Высшая школа бизнеса (факультет) | 35,1% |
18–22 | НИУ ВШЭ — Московский институт электроники и математики | 35,1% |
23–25 | РЭУ — финансовый факультет | 33,8% |
23–25 | СПбГУ — математическо-механический факультет | 33,8% |
23–25 | РАНХиГС — экономический факультет | 33,8% |
26–29 | РЭУ — факультет менеджмента | 32,5% |
26–29 | МИФИ — факультет бизнес-информатики и управления комплексными системами | 32,5% |
26–29 | Финансовый университет — менеджмент | 32,5% |
26–29 | МФТИ — радиотехника и кибернетика | 32,5% |
30–32 | Финансовый университет — прикладная математика и информационные технологии | 31,2% |
30–32 | СПбГУ — экономический факультет | 31,2% |
30–32 | НГУ — экономический факультет | 31,2% |
В рейтинге лучших работодателей лидируют Google, «Яндекс», «Газпром», Apple, BMW, «Газпромнефть», Сбербанк, Microsoft, «Аэрофлот» и «Роснефть». В этих компаниях хотят работать заявили от 5,9% до 21,6% опрошенных студентов. При этом за год «Газпром» уступил второе место «Яндексу», а Сбербанк поднялся с 16-го места на седьмое.
№ | Компания | % |
---|---|---|
1 | 21,6% | |
2 | «Яндекс» | 17,4% |
3 | «Газпром» | 15,4% |
4 | Apple | 13,3% |
5 | BMW | 7,6% |
6–7 | «Газпром нефть» | 6,1% |
6–7 | Сбербанк | 6,1% |
8 | Microsoft | 6,0% |
9–10 | «Аэрофлот» | 5,9% |
9–10 | «Роснефть» | 5,9% |
11 | Mercedes-Benz | 5,4% |
12–13 | Mail.ru | 5,2% |
12–13 | Chanel | 5,2% |
14–15 | McKinsey & Company | 5,1% |
14–15 | Coca-Cola | 5,1% |
16–17 | Kaspersky | 5,0% |
16–17 | PWC | 5,0% |
18 | BCG (The Boston Consulting Group) | 4,9% |
19–20 | ЛУКОЙЛ | 4,8% |
19–20 | Mars | 4,8% |
21 | Росатом, госкорпорация | 4,7% |
22–23 | 4,4% | |
22–23 | Blizzard Entertainment | 4,4% |
24–25 | Tesla motors | 4,2% |
24–25 | KPMG | 4,2% |
26–27 | 1C | 4,1% |
26–27 | L'Oreal | 4,1% |
28 | IBM | 3,7% |
29–30 | EY (Ernst & Young) | 3,6% |
29–30 | Nestle | 3,6% |
В третьем рейтинге, лучших работодателях в своих целевых аудиториях, лучшие результаты продемонстрировали СИБУР (как работодатель интересен 32,2% профильных студентов), «Яндекс» (26,5%), McKinsey (13,4%), Kaspersky (12,2%) и «Пепеляев групп» (11,2%). Результаты «Росатома», Mars, «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», Baker & McKenzie и Boston Consulting Group колеблются около отметки 10% (9,7–10,7%).
За год этот рейтинг заметно обновился, в 2017 году его лидерами были международные компании (McKinsey & Company, Unilever, EY, Microsoft, KPMG, BCG, PWC), а российские были представлены в основном высокотехнологичной и IT-индустрией (Kaspersky, «Росатом», Mail.ru).
№ | Компания | % |
---|---|---|
1 | СИБУР | 32,2% |
2 | «Яндекс» | 26,5% |
3 | McKinsey & Company | 13,4% |
4 | Kaspersky | 12,2% |
5 | «Пепеляев групп» | 11,2% |
6 | Росатом, госкорпорация | 10,7% |
7 | Mars | 10,5% |
8 | «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» | 10,0% |
9 | Baker & McKenzie | 9,8% |
10 | BCG (The Boston Consulting Group) | 9,7% |
11–12 | KPMG | 9,6% |
11–12 | Microsoft | 9,6% |
13–14 | Bain & Company | 9,0% |
13–14 | Mail.ru | 9,0% |
15 | Deloitte | 7,9% |
16 | White & Case | 7,1% |
17 | Cбербанк | 6,9% |
18 | EY (Ernst & Young) | 6,8% |
19 | L'Oreal | 6,7% |
20–21 | Mercedes-Benz | 6,4% |
20–21 | PWC | 6,4% |
22 | Unilever | 6,0% |
23 | Nvidia | 5,2% |
24 | Центральный банк РФ | 4,9% |
25–26 | Сoca-Сola | 4,8% |
25–26 | Альфа-банк | 4,8% |
27 | Procter&Gamble | 4,5% |
28 | Citibank / Citigroup | 4,4% |
29 | Nestle | 4,3% |
30 | Nissan | 4,1% |
Отмечается, что большая часть опрошенных студентов уже имеет опыт работы: 48,6% студентов-мужчин и около 30% женщин зарабатывают более 40 тыс. руб. в месяц уже во время учебы. Более того, 21,1% мужчин и 6,4% женщин совмещают учебу с работой более 40 часов в неделю. В частности, в Москве половина студентов еще во время учебы зарабатывает более 50 тыс. руб., в Екатеринбурге таких 12,3%, а в Нижнем Новгороде — 4,5%. Респонденты рассчитывают, что после получения диплома оплата их труда заметно увеличится, две трети студентов и половина студенток ожидают ежемесячного дохода более 50 тыс. руб.