«Я бы хотел продолжать платить налоги в России, но сейчас это невозможно». Закон о деофшоризации привел к обратному эффекту: до трети богатейших граждан перестали быть налоговыми резидентами РФ.
Некоторые российские миллиардеры стали отказываться от налогового резидентства РФ из-за закона от 2014 г, который обязывает их раскрыть перед государством свои офшорные активы, пишет Reuters. Агентство опросило более десяти человек, включая видных бизнесменов, менеджеров по управлению благосостоянием, юристов, а также бывших и нынешних чиновников. Значительная часть крупных российских активов сейчас находится в руках нового класса — «олигархов-полуизгнанников», которые сохранили базу в России, но стали проводить в стране меньше 183 дней в году, чтобы не платить здесь налоги.
«Вы можете ругать их, называть непатриотичными, но факт остается фактом: бюджет от этого потерял», — сказал Reuters гендиректор и совладелец «Норникеля» Владимир Потанин.
Его состояние оценивается в $14,3 млрд. Г-н Потанин говорит, что он остается налоговым резидентом РФ, но знает о случаях, когда его коллеги-предприниматели переехали в ответ на закон о деофшоризации. Так, двое бизнесменов, входящих в топ-100 богатейших россиян по версии Forbes, отказались от российского налогового резидентства. Они отказались назвать свои имена открыто, чтобы не навредить своим деловым отношениям.
Сколько именно богатейших россиян отказались платить налоги в России, точно неизвестно — официальных данных на эту тему нет. По данным юридической компании «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», из примерно 300 состоятельных россиян, которые являются бенефициарами офшорных компаний, около 40% отказались от налогового резидентства РФ. Еще 9% перевели свои активы на родственников, которые не являются налоговыми резидентами. По оценке бывшего чиновника, который сохранил тесные связи с Кремлем и часто общается с российскими миллиардерами, за последние три года страну покинули треть из 500 самых состоятельных граждан, частично — из-за закона о деофшоризации.
Среди причин отказа от налогового резидентства — страх предпринимателей, что раскрытие данных об их офшорных компаниях приведет к сливу информации конкурентам и даже злоупотреблениям со стороны коррумпированных чиновников.
«Я бы хотел остаться в России и продолжать платить налоги здесь, если бы не этот закон. Сейчас это невозможно», — сказал один из бизнесменов.