Меню

Российские потребители вновь скатились в кризис. И чувствуют, что это надолго

После недолгого улучшения ситуации потребительские настроения полны пессимизма, но от части расходов, в том числе образования, россияне отказываться не готовы.

Индекс потребительских настроений в 2019 г. ухудшился: во II квартале он составил 96 пунктов из 200 возможных, говорится в исследовании компании GfK. В целом экономическое положение российский потребителей с начала кризиса в 2015 г. не улучшилось.

Понятно, что в пик кризиса в 2015-м потребительские настроения были на самом низком уровне. В 2017 г. у россиян появилась надежда на улучшение ситуации, но к 2019 г. выяснилось, что на потребительском уровне она не реализовалась: доходы населения продолжали падать, покупательная способность – снижаться. Сегодня потребитель ощущает, что кризис еще продолжается и будет продолжаться длительное время, — говорит Александр Демидов, генеральный директор GfK Rus.

Экономика вкатывается в рецессию: ВВП почти не вырос, ситуация хуже прогнозов

Всего 16% респондентов отметили, что за последние 12 месяцев их материальное положение улучшилось, тогда как 29% заявили, что «положение ухудшилось». 23% рассчитывают на улучшение своего материального положения в будущем. Экономические условия в стране считают плохими 33% опрошенных, а хорошими — 27%. 24% респондентов считают, что ситуация в экономике страны может ухудшиться в ближайшие 5 лет. 

53% потребителей заявили, что «кризис коснулся их лично». Вероятно, происходит накопление усталости потребителей, а также доли тех, кого кризис затронул, и этот процесс продолжается, отмечают в GfK. Большая часть граждан полагают, что будут чувствовать последствия кризиса еще длительное время. 

«Не время тратить деньги». Потребительское доверие россиян упало до исторического минимума

При этом россияне готовы быстро реагировать на возможное ухудшение ситуации. Все больше людей готовы отказаться от дорогостоящих покупок и сервисов: собственной недвижимости, автомобиля, ювелирных украшений; посещения баров и ресторанов; путешествий. Не готовы люди отказаться от оплаты коммунальных расходов, покупки лекарств, продуктов питания, мобильной связи и образовательных услуг.