Меню

«Обувь российского производства показала результаты не хуже, чем у итальянской»

Максим Протасов. Иллюстрация: ТАСС

ДНК человека в колбасе и туалетная бумага в сосисках — только страшилки, говорит глава Роскачества Максим Протасов. Какими нашими продуктами можно гордиться, и получат ли уральцы Знак качества?

Национальная система мониторинга качества (Роскачество) появилась в стране четыре года назад. Она проводит независимые исследования товаров, а ее главная цель — информирование потребителей о качестве российских товаров, а также продвижение на внутреннем и внешних рынках качественной отечественной продукции и повышение доверия к ней.

В рамках выставки ИННОПРОМ Роскачество заключило соглашение с правительством Свердловской области. В интервью DK.RU руководитель организации Максим Протасов объяснил, что этот документ означает для производителей региона, каким образом Роскачество будет проверять продукцию, произведенную на Урале, и как попасть в перечень лучших товаров.

Роскачество подписало соглашение со Свердловской областью  что это значит для региона? Расскажите подробнее, чем все-таки занимается ваша организация?

— Роскачество — это национальный институт качества, у него три вида деятельности: первое — внедрение лучших систем менеджмента качества, повышение эффективности управления на российских предприятиях. Второе — мы являемся потребительским навигатором. Проводим проверку качества различных товарных категорий, рассказываем о результатах исследований и действуем как мягкая сила, влияя на потребительский спрос. Третий вид деятельности: мы присуждаем Знак качества лучшим товарам российского производства, которые занимают лидирующие позиции в рейтингах, составленных по итогам исследований. По всем этим направлениям мы теперь будем работать с производителями Свердловской области. В первую очередь эксперты Роскачества будут включать в исследования ту продукцию, которая производится в регионе, и которую, в том числе, будет рекомендовать к проверкам областное правительство.

Что работа Роскачества даст производителям Свердловской области? Как вы будете взаимодействовать с бизнесом? Вы, скорее, проверяющий орган, который стремится выявить нарушение, или все-таки Роскачество создано для поддержки бизнеса?

— Цели найти нарушения у нас нет. Мы — организация, которая призвана поддерживать предприятия, производящие качественную продукцию. Кроме того, все наши исследования и замечания носят рекомендательный характер.

Свою работу в регионе мы начнем с Премии правительства в области качества, ее оператором является российская система качества. Участвуя в ней, бизнес, по сути, получает бесплатный управленческий аудит предприятия, который позволит определить зоны роста, покажет, как можно повысить эффективность производства, за счет чего возможно снизить издержки. Американские, японские и европейские компании постоянно проходят такой государственный аудит в аналогичных Роскачеству зарубежных организациях. Теперь такую процедуру могут пройти и российские предприятия.

Следующий момент. Для фермеров и агропредприятий у нас отдельное предложение. На базе Роскачества создан центр компетенции органической сертификации. Мы сейчас занимаемся подготовкой предприятий к получению органических сертификатов, которые позволят продавать продукцию со знаком «органик» не только на территории России, но и за рубежом.

Сейчас маркировка «экологически чистый продукт», «фермерский продукт» или «био» никак не регламентируется, чаще всего это маркетинговый ход. Со следующего года с этими маркировками будет наведен порядок.

И, конечно, мы будем проводить мониторинговую деятельность, исследовать продукцию региональных производителей.Так что у производителей Свердловской области есть шанс получить Знак качества.

Такие товары мы активно продвигаем на российском и международном рынках. Мы субсидируем часть промоакций в торговых сетях, помогаем продвижению продукта. Роскачество, в том числе, составляет рейтинги лучших продуктов в различных категориях: лучшая колбаса, лучшая сметана и так далее.

Не является ли составление рейтингов, на ваш взгляд, манипуляцией? Включаете ли вы в списки небольших местных производителей, которые снабжают продукцией не всю Россию, а конкретные регионы?

— Я уверен, что в составлении рейтингов нет никакой манипуляции. Есть четкий регламент, в соответствии с которым каждый товар получает свою оценку по результатам исследования. Это строго упорядоченная процедура. В дальнейшем этот рейтинг, конечно, может оказать влияние на потребительский спрос. Когда немецкий аналог Роскачества — Штифтунг Варентест — дает высокий рейтинг какому-то товару, продажи этой продукции взлетают. 

Поскольку мы всероссийская организация, то мы заинтересованы в исследовании тех товаров, которые имеют федеральное покрытие или потенциально могут его иметь. Ведь очень много небольших региональных брендов вышли на федеральный уровень благодаря получению Знака качества. Они попали в рейтинги, их продажи возросли, на них обратили внимание федеральные торговые сети, которые уже самостоятельно занимаются дистрибуцией товара. Это то, что мы хотим, и то, что мы желаем производителям.

Насколько качественные продукты в России? Какие регионы уже стали знаком качества для некоторых видов продуктов?

— За время работы мы проверили почти 4,5 тыс. товаров в 116 категориях, 30% из них — высокого качества. Эта цифра говорит о том, что продукция на российском рынке является преимущественно качественной.

У нас очень качественная масложировая продукция, эта категория продуктов имеет меньше всего замечаний. Яблочные соки также одни из лидеров по качеству. По результатам испытаний большая часть продукции — товары 21 торговой марки — соответствует повышенным требованиям Роскачества.

Если брать примеры по регионам, то Краснодарский край может похвастаться растительным маслом, яблочными соками; Вологодская область — молочной продукцией; Сахалинская область — икрой; а Нижегородская и Белгородская области — производством первоклассных соусов.

Какие категории продуктов российского производства приятно удивляют, а какие разочаровывают? 

— Мы были приятно удивлены, когда изучали качество макарон из твердых сортов пшеницы на полках магазинов. У потребителей было четкое мнение, что лучшие — итальянские марки. Было поразительно, когда мы узнали, что итальянские бренды, которые продают макароны в российских магазинах, на самом деле производят продукцию в нашей стране.

Дело в том, что у нас есть пшеница хороших сортов, достаточно купить качественное оборудование, иметь технологию, и в результате мы получаем отличный продукт, который, по сути, произведен в России, но на нем стоит итальянский бренд, есть итальянский флаг и где-то мелко на обратной стороне написано, что произведено это в Подмосковье. Это к вопросу о сюрпризах.

Дальше, когда мы посмотрели качество растительного масла — перекисное число, степень свежести — и сравнивали с международными аналогами, то увидели: уровень качества российского товара очень высокий. Еще мы с сомнением подходили к исследованию российской птицы, потому что в представлениях потребителя этот вид продукции хлорируют, накачивают стероидами, используют фтор и так далее. Но, во-первых, требования к химическим показателям при проверке птицы у нас строже, чем в Европе или Америке.

В США птицу, например, до сих пор хлорируют. После того, как мы провели исследование, то увидели, что у нас хлора никакого нет. Есть надуксусная кислота, это совершенно не вредная история. Накаченное мясо бройлера мы не встретили, хотя проверили птицу крупнейших производителей в стране.

Еще одним примером хорошей, качественной российской продукции является вино. Мы ежегодно проводим уникальное исследование отечественных вин — в рамках проекта «Винный гид России». По итогам 2018 г.  наши специалисты объехали главные винодельческие регионы юга страны, после мы исследовали 320 наименований вин, 211 из которых получили оценку выше стандарта Роскачества (более 78 баллов по международной 100-бальной системе оценки вин). Пожалуй, главный вывод, который мы сделали по итогам этого исследования: в подавляющем большинстве случаев российское вино в категории до 1 тыс. руб. за бутылку будет лучше иностранного за ту же цену.

В этом году наши эксперты объедут свыше 50 винодельческих хозяйств, мы планируем исследовать более 600 вин. Дегустационная комиссия будет проводить исследование уникальной лаборатории, единственной в стране, которая имеет сертификат на проведение органолептической экспертизы такого уровня. Первые результаты этого исследования мы представим в ноябре-декабре 2019 г.

Сейчас на полках есть товары, которые потребители называют суррогатами: например, творожный продукт, сырный продукт. Последний выглядит как сыр, но все-таки, это растительный продукт, и при покупке можно легко перепутать. Обращаются ли к вам с такой проблемой?

— Некоторые потребители отказываются от животных жиров в пользу растительных — это право любого человека. Но также право любого человека — делать выбор, а не быть обманутым. Если ты идешь в магазин за сливочным маслом, то ты хочешь купить продукт, сделанный из молочного жира. И, конечно, покупатель будет очень огорчен, если он купил продукт, а тот оказался совсем без молока.

Сейчас по инициативе Роскачества приняты изменения в технический регламент, теперь продукт не может именоваться «молочным», если в его составе содержится менее 50% молока.

Что касается маркировки, у нас сегодня исключены такие названия, как творожный продукт или сырный продукт, должно быть: «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сыра». Не должно быть маркировок, которые вводят покупателя в заблуждение. Когда на упаковке продукта с названием «Буренка», в составе которого содержатся заменители молочного жира, изображена корова — это блестящий маркетинговый ход, способный запутать покупателя. Это недобросовестная конкуренция, такого быть не должно.

Еще один момент: с 1 июля товары, при производстве которых используются заменители молочных жиров, должны лежать в магазинах на отдельной полке. Чтобы было зрительное разделение от «100% молочки», и покупатель не мог ошибиться. То есть сыр и сыроподобный продукт с 1 июля не могут находиться на одной полке.

Мифов о продуктах питания очень много: туалетная бумага в колбасе, крашеная красная рыба, накаченные химикатами арбузы. Все эти страшилки откуда берутся?

— Незнание рождает страхи. Цель Роскачества — формировать класс умных покупателей, у которых не будет страхов, а если будут сомнения, то они спросят у нас.

В прошлом году, например, вся страна жгла шоколад, хотя лучше его есть. Шоколад не может не гореть, потому что сочетание стружки какао бобов с растительным жиром и сахаром — это всегда горючая смесь, но ничего страшного в этом нет.

Со страхами и мифами, которые вызваны незнанием, надо работать и развенчивать их. Истории о том, что в колбасе содержится ДНК человека, ДНК кошек или туалетная бумага — это все страшные истории, которые сопровождают покупателей. Конечно, на самом деле нет ничего такого.

Другое дело, когда в колбасе содержится одна соя, хотя она там не заявлена — такого быть не должно, производитель обязан быть честным с покупателем. В конце концов, может быть кто-то сою любит, вегетарианцы, например.

Вы проверяете и непродуктовые категории товаров. Что скажете про их качество?

— Если говорить о легкой промышленности, то мы научились отлично шить, хотя ткани сегодня нам приходится закупать. Исследования Роскачества позволяют сделать ряд положительных выводов о способности российской продукции конкурировать с иностранными брендами. Так, приятным удивлением стали результаты исследования женских туфель. 

Обувь российского производства показала результаты не хуже, чем у итальянской, и заняла пятое место в рейтинге среди 25 исследованных пар. То же можно сказать и об исследованных детских конструкторах: наряду с мировыми лидерами — LEGO, Hasbro, Mattel — конструктор, сделанный в РФ, вошел в ТОП-10, набрав более четырех баллов из пяти.

Лидирующую позицию рейтинга в исследовании мужских костюмов заняла торговая марка российского производства, обойдя итальянские и немецкие бренды. Такая же ситуация и с мужскими куртками. Российские бренды наравне с китайскими и белорусскими, вьетнамскими. 

Конечно, сельское хозяйство и производство продуктов питания в нашей стране развиты лучше, чем легкая промышленность и бытовая химия. Но это значит, что нам есть куда стремится.