Аркадий Дворкович помощник президента России Слово «модернизация» вызывает много вопросов. Да, это слово стало расхожим, оно на повестке дня у президента и руководителей субъектов, но большинство
Аркадий Дворкович помощник президента России
Слово «модернизация» вызывает много вопросов. Да, это слово стало расхожим, оно на повестке дня у президента и руководителей субъектов, но большинство до сих пор не понимает, как оно применимо к каждому конкретному человеку.
Первый вопрос, который я часто слышу: каково оптимальное соотношение модернизации и инновации? Многие говорят, что в России такое все отсталое. Мы развалили сферу промышленности, сельского хозяйства. Поэтому нам не время изобретать что-то новое, мы должны взять все хорошее у других стран и скопировать. По сути — украсть чужие разработки и перенести на нашу почву. Согласен, многие страны так и делают— Китай полностью развеял понятие права интеллектуальной собственности. Но это ошибочный путь. Вот приведу простой пример— Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). «Магнитка» вложила за последние десять лет миллиарды долларов в модернизацию производства. Сделала так, чтобы все технологии на комбинате были новыми. На ММК просто осознали в один прекрасный день, что если будут жить так, как живут, то рано или поздно уступят место на рынке более оперативным конкурентам. Завод был создан раньше остальных — НЛМК, «Северстали». И расположен не слишком удачно с точки зрения логистики, значит, транспортные расходы выше. В результате пришлось реализовать, на мой взгляд, самую большую инвестпрограмму в стране. Сейчас они успешно конкурируют с мировыми лидерами. Параллельно с экономическими решили массу других проблем, которые копились годами. Например, улучшили экологию города. Там теперь уже можно жить: снег не черный и воздух прозрачный. А также была решена проблема с энергоэффективностью на единицу произведенной продукции.
Этот опыт подтверждает мои рассуждения. Если мы будем заниматься только внедрением тех технологий, которые придумал кто-то, а не мы, Россия отстанет еще больше. Надо самим становиться лидерами. Нужно заниматься и модернизацией, и инновацией, а не выбирать между ними.
Вторая дилемма, о которой часто слышу: что выбрать — политическую модернизацию или экономическую? Многие говорят, что сначала надо привести в порядок политическую систему: развить демократию, создать независимый суд, хорошо функционирующие правоохранительные органы, победить коррупцию— могу продолжать этот ряд сколько угодно. А потом уже заняться технологиями, экономической модернизацией, инновациями. Это абсурд. Невозможно развивать политические системы без новых экономических и технологических решений. Объясню на простом примере: телевидение сегодня никто не смотрит, смотрят только те, кто сидит дома и не работает. Большинство же из нас пользуются Интернетом. Именно в Сети происходят основные дискуссии, оттуда мы узнаем о новостях, там же получаем анализ информации. Даже президенту сегодня абсолютно не нужны наши справки, отчеты, доклады о состоянии дел в отраслях. Он все видит сам. И не потому, что часто ездит по городам, а потому, что читает обо всем этом в Интернете. Когда мы приходим к нему с нашими новостями, он уже все знает. У него уже куча распечаток не только с информацией о событиях, но и с их анализом. Он сам нам дает их, чтобы мы подготовили решение проблемы. Это к тому, насколько сильно влияют технологии и экономика на политику. Я уже не говорю о роли электронного документооборота — насколько он упростил жизнь чиновникам и сколько времени нам сэкономил. Некоторые регионы, например Татарстан, в этом вопросе даже впереди Москвы.
И в заключение третье высказывание, с которым не могу согласиться. Говорят, что у нас народ не готов к модернизации, мол, слабый, неразумный. Надо сначала изменить сознание людей, а потом заниматься проектами. Я не согласен. Конечно, все мы разные: кто-то готов на большой шаг, а кто-то на маленький. Но это не повод стоять на месте.
C одними чужими технологиями мы отстанем еще больше
Фото: Альфа-Банк