Меню

Рост на 54% в год. Тихая революция на этом рынке коснется каждого бизнеса

Владимир Корицкий. Иллюстрация: Личный архив

В Екатеринбурге 10 лет такого не было. Молодые федералы включились в самый масштабный передел рынка подбора персонала на Урале. Ресурсов у нового игрока достаточно, но конкуренция очень серьезная.

В сфере поиска и подбора персонала в Екатеринбурге идет жесткий передел рынка. Повод оказался очень неожиданным. До недавнего времени здесь лидирующие позиции занимали местные игроки, в частности портал «Работа66». Однако в феврале 2018 года стало известно, что собственники решили продать эту «дойную корову», и у множества компаний — от небольших фирм до крупных корпораций — возникло недоумение. Как теперь подбирать персонал, когда старая система дала сбой?

В сложный период адаптации, когда многолетняя практика поиска новых сотрудников стала подводить, свою активную работу развернули федералы. Самым молодым и  бойким проектом, который претендует на большую часть доли прежнего лидера, оказался портал «Avito Работа». DK.RU побеседовал с директором компании Владимиром Корицким о том, что сейчас происходит на рынке, который погрузился в самый серьезный за 10 лет процесс изменений. 

Как, на ваш взгляд, Avito сможет добиться того, чего не удавалось другим известным и обладающим немалыми ресурсами федеральным порталам? 

— Начнем с того, что «Avito Работа» — довольно молодой проект. Но всего за пять лет с момента выхода на рынок мы стали одной из ключевых площадок для трудоустройства и поиска сотрудников в России. Портал развивается намного быстрее рынка: только за прошедший год по финансовым показателям мы выросли более чем на 60%, тогда как наши коллеги по рынку демонстрируют рост год к году в пределах 10 – 20%. Сейчас ежемесячная аудитория «Avito Работа» достигает 19 млн посетителей. На сайте доступно около 290 тыс. актуальных вакансий, соискатели просматривают их около 8 миллионов раз в день. Только за 2017 год более 600 тысяч работодателей опубликовали около пяти миллионов вакансий на Avito, а соискатели разместили более семи миллионов резюме. На Урале Avito уже уверенно лидирует в сегменте так называемых «синих воротничков», представителей рабочих специальностей. Наша доля рынка здесь — 65%. Сейчас мы расширяем нашу аудиторию, активнее работаем над привлечением сегмента «белых воротничков». 

Важно понимать менталитет каждого региона, не все одинаково принимают федеральных игроков. Самобытность и самодостаточность Урала играют значимую роль. Здесь долгое время заметное место занимал региональный рекрутинговый портал, со своим клиентским сервисом, сильными связями с местными работодателями. Урал для нас — одно из ключевых направлений, где мы активно увеличиваем  долю рынка. Только за прошедший год (с мая 2017 г. по май-2018) количество работодателей в Свердловской области, использующих Avito для подбора персонала, выросло на 54%. Что уже говорит о существенном росте доверия и популярности нашей площадки. 

Раз уж вы знакомы не только с уральским регионом, расскажите, как сейчас выглядит ситуация на отечественном рынке труда в целом?

— Сейчас российский рынок труда — это рынок соискателей. Уже сейчас мы ощущаем на себе демографический спад в стране, по данным Росстата, к 2020 году размер трудоспособного населения сократится на 3,3%. Бизнес это уже почувствовал: по данным «Avito Работа», в 2017 году спрос на кандидатов в стране вырос на 37,7% по сравнению с прошлым годом, а зарплата — на 5,2%. Количество вакансий растет, соискатели становятся все более избирательными. Сегодня во многом именно они диктуют работодателям условия труда и пожелания по размеру заработной платы. Мы видим, что конкуренция между работодателями за соискателей увеличивается.

Особенно ярко это выражено в IT-сегменте. Это рынок соискателя в квадрате. Сейчас на одну IT-вакансию приходится в среднем четыре резюме, но, несмотря на это, IT-компании страдают от дефицита специалистов. Высокая конкуренция среди соискателей сочетается с менее высокой конкуренцией среди работодателей, предъявляющих высокие требования к знаниям и навыкам специалистов. Желающих стать айтишниками довольно много, но уровень их квалификации, как правило, не устраивает работодателей. И чтобы найти и удержать работу, нужно постоянно развиваться и совершенствовать свои знания, следить за тем, какие именно навыки востребованы сейчас и будут востребованы в будущем. Это касается всех — не только айтишников.

Можете назвать основные критерии, по которым соискатели выбирают своего работодателя? Что для них особенно важно?

— Совершенно верно, выбирает сейчас именно соискатель. Топ критериев выбора отличается у «белых» и «синих» воротничков. Например, офисные сотрудники, принимая решение о трудоустройстве, в первую очередь обращают внимание на стабильность работодателя, в том числе наличие белой зарплаты. На втором месте рейтинга самых важных критериев — конкурентоспособность оплаты труда. Третьей по значимости, по данным нашего исследования, для респондентов стала возможность обучения и развития. Также офисные сотрудники ценят возможность удаленной работы и нацелены на результат.

Для представителей рабочих специальностей первоочередное значение имеет стабильность выплаты заработной платы, затем — условия работы, в том числе гибкий график. На третьей позиции у «синих воротничков» — конкурентоспособная зарплата и удобство расположения места работы. Кстати, интересно отметить: для женщин особенно важны гибкий график и удобное расположение офиса, а мужчины больше ориентируются на результат и возможность помимо зарплаты получать бонусы. Молодые работники беспокоятся о перспективах роста на 14% больше старших коллег.

Поговорим о каналах подбора персонала: как они изменились за последние 2-3 года? 

— Процесс подбора персонала давно перешел в онлайн, именно там работодатели находят большую часть — 95% — сотрудников. Причем с каждым годом увеличивается доля соискателей, которые находят работу на сайтах объявлений: 55% по России в целом и 44% в Екатеринбурге. Особенно они популярны среди представителей рабочих профессий: 57% «синих воротничков» находят работу именно на досках объявлений.

Конечно, есть различия в онлайн-поведении людей в зависимости от пола и возраста. Например, как показало наше исследование, женщины пользуются для поиска работы профессиональными форумами больше мужчин, а молодежь чаще ищет работодателя в соцсетях. 

Тренд про интернет-подбор не новость, а вот массовое использование соцсетей — интересное явление. Существует мнение, что специализированные порталы по поиску работы сейчас умирают, не дают прежнего результата и кандидатов правильнее искать через социальные сети и связанные с ними сервисы.

— Вряд ли соцсети смогут полноценно заменить сайты по поиску работы. В первую очередь это канал общения, поддержания контактов с друзьями, коллегами и знакомыми. Пользователи всегда будут отдавать предпочтение специализированным ресурсам, где сосредоточена целевая аудитория по сравнению с соцсетями, куда люди заходят в первую очередь за информационно-развлекательным контентом и общением. Это чисто психологический момент: кандидаты хотят разделения рабочего и личного пространства. И соцсети для них — пространство личное. Второе: специализированные работные сайты более функциональны. И, наконец, еще один важный фактор — имиджевый. Зачастую соискатели не желают придавать публичности факту поиска новой работы, а в случае с соцсетями это практически неизбежно. 

Да и цифры говорят сами за себя. Доля вакансий, размещенных в соцсетях, крайне мала по сравнению со специализированными порталами и сайтами объявлений. В основном, работу в соцсетях ищет молодежь, а соискатели старшего возраста к этому не привыкли. Согласно результатам нашего исследования, представители молодого поколения (32%) активнее пользуются социальными сетями по сравнению со старшими коллегами (24%). Сайты объявлений популярны во всех возрастных категориях. Если говорить конкретно об Avito, только за 2017 год на сайте число работодателей выросло на 25%. Количество вакансий за год на «Avito Работа» выросло на 37,7% по сравнению с прошлым годом по России.

Вы рассказали о том, где соискатели ищут работу. А часто ли уральские работодатели «хантят» сотрудников?

— Как правило, компании выступают с инициативой и переманивают к себе на работу в основном «белых воротничков» — 13%, согласно результатам нашего исследования. Представителей рабочих профессий «хантят» лишь в 5% случаев. 

Сейчас спрос на персонал снова вырос, но предложения сотен компаний похожи между собой. А создание своего HR-бренда работодателя — дорогое удовольствие.

— Уже не настолько дорогое, но все больше необходимое. Сейчас к технологиям создания бренда работодателя прибегают не только крупные организации, но и компании среднего бизнеса. Относительно небольшие организации, как правило, не могут конкурировать с крупными игроками по бюджетам, условиям труда и нематериальным бонусам. Им необходимо быть привлекательными для соискателей за счет грамотного построения HR-бренда. Выход компаний из «серой» зарплатной зоны также влияет на их привлекательность для соискателей. 

Например, в ходе последнего исследования мы обнаружили любопытный тренд: молодой аудитории интересно погружение в специфику работы еще до момента посещения собеседования — с помощью фотографий офиса или точек продаж, виртуальных экскурсий и видеороликов о жизни в компании. Внедрением таких мультимедийных форматов тоже предстоит заняться менеджерам по подбору персонала, чтобы привлечь молодежь.

Условия рынка труда быстро меняются, и сегодня работодателю необходимо быть гибким и уметь подстраиваться под изменения внешней среды. Это как раз к вашему вопросу про тренды. Например, бизнесам все чаще придется вводить альтернативу очным собеседованиям в офисе в пользу новых форматов — например, видео- или скайп-интервью. Особенно это актуально для филиальных бизнесов. Учиться создавать сообщества заинтересованных кандидатов вокруг бренда работодателя, аккумулировать клиентов и промоутеров бренда в социальных сетях, что может иметь солидное влияние на снижение расходов на подбор кадров из числа лояльных «друзей».