Меню

«Ростелеком» создаст национальное «облако»

«Ростелеком» и компания Microsoft договорились совместно создавать национальную облачную IT-платформу, упрощающую общение с органами власти.

 
Президент «Ростелекома» Александр Провоторов и президент Microsoft в России Николай Прянишников подписали соглашение о сотрудничестве на инвестфоруме «Сочи-2011». Это первое в России публичное подписание документа электронной цифровой подписью. Федеральная целевая программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)» предполагает создание национальной платформы облачных вычислений. Эта платформа позволит сотрудникам госведомств, социальных учреждений и предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, через web-браузеры пользоваться информационными сервисами, необходимыми для работы.
 
Граждане также получат возможность пользоваться облачными сервисами «Ростелекома», например записываться через Интернет на прием в государственные поликлиники, которые подпишутся на соответствующий сервис на облачной нацплатформе. По словам г-на Провоторова, соглашение позволит «Ростелекому» «использовать опыт Microsoft в разработке ПО и внедрении облачных технологий в самых разных сферах». Вице-президент по инновационному развитию «Ростелекома» Алексей Нащокин: «Наша платформа — с открытыми интерфейсами, она открыта для всех создателей ПО, которые уже имеют внедренные IT-продукты и сервисы и хотят продвигать их».
 
Допуск к «облаку» множества разработчиков и поставщиков позволит, по замыслу его создателей, исключить навязывание ПО одного или нескольких вендоров, таким образом, у конечного потребителя (например, у поликлиник, школ, районной администрации и т. д.) будет выбор. Второй после Microsoft компанией, подписавшей соглашение по национальному «облаку», стал лидер рынка ПО для бухучета и управления бизнесом — 1С. Борис Нуралиев, основатель и гендиректор 1С, считает, что рынок облачных сервисов в России еще зарождается: «По оценкам IDC, из $3 млрд, вырученных за ПО в России в 2010 г. (без сервиса), облачное ПО принесло не больше $10 млн. Но этот рынок обещает быть очень перспективным, особенно для госсектора. И мы, конечно, хотим в нем участвовать». По мнению г-на Нуралиева, привлекательна возможность предоставлять IT-услуги всем ведомствам централизованно, например, «из одного ЦОДа в Москве или Дубне». Так что появится возможность централизованного контроля стоимости этих услуг. Сейчас, замечает Борис Нуралиев, «каждое ведомство получает из бюджета средства и на ПО, и на аппаратное обеспечение, самостоятельно их выбирает, обновляет», а проконтролировать эффективность использования средств нельзя.
 
Евгений Валентюк, заместитель генерального директора по автоматизации компании РЦ «Онлайн», называет создание национальной облачной IT-платформы объективной необходимостью, ведь пока на рынке представлены «в основном непрофессиональные решения, которые мешают полноценному развитию технологий». «Мы поддержим эту платформу, так как сами являемся поставщиками облачных решений и заинтересованы в их масштабном продвижении», — заверяет г-н Валентюк
 
Петр Диденко, директор по стратегическому развитию «СКБ Контур», считает, что национальная облачная IT-платформа — одна из возможностей для развития полезного частно-государственного партнерства: «Это подразумевает рыночные отношения и прозрачность решений. Правда, нельзя не согласиться, что сегодня этого в официальном, государственном видении развития IT сильно не хватает».
 
Между тем аналитики говорят, что Microsoft способен поставлять свои сервисы через собственное «облако» заказчикам из госсектора и бизнеса напрямую — без платформы «Ростелекома». В этом случае от каждого клиента Microsoft получит больше, чем при использовании национальной платформы. Николай Прянишников объясняет, что цель сотрудничества с «Ростелекомом» — расширить общий рынок: «Если мы посмотрим сейчас на то, как используют IT гипотетическое учреждение, малый или средний бизнес, то увидим, что уровень информатизации зачастую оставляет желать лучшего. Да и культура потребления IT не на самом высоком уровне, к сожалению. Так что для нас всех это возможность общий уровень повысить. Мы могли бы сами пытаться дотянуться до всех конечных клиентов — прорекламировать, разработать определенные продукты самостоятельно, но понимаем, что лучше это делать с партнерами. Возможности рынка, созданного совместно, позволят заработать всем».