Меню

Розница готовится к спаду продаж и войне с поставщиками

эксперты Татьяна Бобровская аналитик по ритейлу ИК «Брокеркредитсервис» Валерий Бубнов вице-президент ОАО «ДИКСИ Групп» Наталья Невоструева директор сети алкомаркетов «Магнум» Алексей Подоляко испо

От последствий кризиса ликвидности отношения между розничными продовольственными сетями и их поставщиками испортились: стороны пытаются навязать друг другу более жесткие условия работы. Как одно из возможных последствий рынок ожидает сокращение ассортимента в магазинах и рост цен на продукты.

эксперты
Татьяна Бобровская
аналитик по ритейлу ИК «Брокеркредитсервис»
Валерий Бубнов
вице-президент ОАО «ДИКСИ Групп»
Наталья Невоструева
директор сети алкомаркетов «Магнум»
Алексей Подоляко
исполнительный директор НП «Альянс»
Дмитрий Потапенко*
владелец сети магазинов «У дома», экс-гендиректор сети «Пятерочка», заместитель председателя комиссии при правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле, управляющий партнер ГК Management Development Group Inc.
Ольга Самарец
аналитик по потребительскому сектору ИК «Проспект»
Олег Сотников
генеральный директор торговой сети «Купец»
Елена Стихина
заместитель генерального директора ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший Вкус» по рекламе и связям с общественностью
Александр Цыганков
директор по рекламе и маркетингу ЗАО «ТД «Марко Поло»

Почему продовольственные магазины собираются сокращать ассортимент?
Как поставщики отомстят сетям?
Как сети планируют сокращать расходы?

Аналитики розничного рынка твердо убеждены: в заверениях ритейлеров о том, что у них все в порядке, есть большая доля лукавства. Сети не могут не ощущать оттока клиентов и нехватку денежных средств. Сложнее всего сейчас тем, кто в предыдущие годы придерживался стратегии «рост ради роста»: девелопмент осуществлялся на заемные средства, и теперь у этих компаний большие задолженности.

Конфликты с поставщиками обострятся

Сети, которые не могут рефинансировать долги, решили повышать ликвидность за счет поставщиков. Дмитрий Потапенко*, владелец московской сети магазинов «У дома», признался «ДК», что в начале кризиса разослал поставщикам письма с предупреждением об увеличении отсрочки платежей. «И они согласились работать дальше. А куда им деваться?» — рассказывает г-н Потапенко. По наблюдениям Алексея Подоляко, исполнительного директора НП «Альянс», склонить поставщиков к более жестким условиям работы, в том числе по отсрочке платежей, решили и некоторые екатеринбургские сети.

Масштабы перемен в условиях сотрудничества еще непонятны. Как уточнила Елена Стихина, заместитель гендиректора по рекламе и связям с общественностью ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший Вкус», как раз сейчас рассматривают проекты договоров на 2009 г. и практически все торговые сети внесли изменение в пункт, касающийся сроков оплаты за поставленную продукцию: «Их увеличили на две-четыре недели». По данным других источников, на внеплановых встречах с поставщиками уже звучали требования увеличить отсрочки платежа и в три раза (с 30 до 90 дней).

С одной стороны, екатеринбургские поставщики находятся в заведомо неравных условиях: срок хранения продукции ограничен, времени на оперативный поиск других розничных точек практически нет. Но уже понятно, что безропотно принимать новые правила игры они не намерены. «Мы отказываем в предоставлении дополнительных отсрочек платежей и продолжаем действовать по ранее достигнутым договорным отношениям», — подчеркнул Александр Цыганков, директор по рекламе и маркетингу ТД «Марко Поло».

Причем, скорее всего, поставщики не просто уходят в глухую оборону, а готовят ответный ход. Наталья Невоструева, директор сети алкомаркетов «Магнум», наблюдает обратную тенденцию — условия сотрудничества ужесточают сами поставщики. Г-жа Невоструева не уточнила, как именно, но, по мнению аналитиков, не получая во­время оплаты поставленной продукции, поставщики должны в ближайшее время отреагировать повышением цен, введением штрафов за просрочку и судебными взысканиями долгов. «В результате взаимного недовольства поставщиков и розницы рынок продовольственного ритейла захлестнет волна острых конфликтов», — прогнозирует Ольга Самарец, аналитик по потребительскому сектору ИК «Проспект».

В федеральных сетях дело уже доходит до массового расторжения договоров. Например, по данным газеты «Ведомости», X5 прекратила работу более чем со 100 поставщиками (из 4 тыс.). На местном уровне о подобных прецедентах еще не говорят, но у некоторых ритейлеров явно начались трудности с подвозом продукции.

Противостояние розницы и по­ставщиков неизбежно потянет за собой ужесточение в отношениях дистрибьюторов и производителей. Из-за того что розничные точки в первую очередь оплачивают известных производителей, которые составляют основную долю продаж, и в последнюю очередь производят оплату по новым, «Марко Поло» больше не подписывает контракты с новыми производителями и не развивает неизвестные марки.

Ассортимент сетей сузится

Но ритейлеры боятся вовсе не контр­агентов: со многими из них все-таки можно договориться, особенно если сотрудничество было долгосрочным, а отношения доверительными. Меньше поддаются контролю перемены в потребительском поведении. «От постоянного упоминания о кризисе люди впадут в депрессию и перестанут ходить в магазины!» — считает Дмитрий Потапенко*. Желание экономить закрепляется и неуверенностью людей в завтрашнем дне. В процессе опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», 11% жителей России рассказали, что в их компаниях идет сокращение штата, 4% полагают, что вероятность потерять работу достаточно высока, 8% отмечают задержки в заработной плате.

Охладит покупательский интерес и рост цен на продукты. Хотя, согласно данным Росстата, инфляция по состоянию на октябрь (с начала года) составляла 11,2%. Участники рынка называют на порядок большие цифры. «За 2008 г. некоторые продукты уже подорожали на 50%», — комментирует г-н Потапенко. Причем опрошенные «ДК» эксперты единогласно прогнозируют дальнейшее удорожание. Например, по оценкам г-жи Стихиной, к началу декабря цена на мясопродукты может вырасти до 30%. «В мясоперерабатывающей отрасли цены зависят от государственного регулирования. С учетом того что недавно чиновники заявили о снижении квот на ввоз мясного сырья (а все мясное сырье, которое закупается сверх квот, стоит значительно дороже за счет заградительных пошлин), мясокомбинаты будут вынуждены еще больше поднять цены на колбасные изделия и полуфабрикаты», — объясняет она. Татьяна Бобровская, аналитик по ритейлу ИК «Брокеркредитсервис», экстраполирует ситуацию и на другие предприятия: в условиях экономической нестабильности производители будут стараться поддержать денежные потоки на стабильном уровне.

Хотя участники рынка и подбадривают себя тем, что продукты питания — это товары первой необходимости и люди меньше есть не станут, но осознают: состав продуктовой корзины заметно изменится. Первую волну общего спада продаж эксперты ожидают в начале ноября, поэтому уже сейчас пытаются оптимизировать ассортиментный ряд. Самое распространенное решение — сделать ставку на доступные товары и максимально ограничить ассортимент дорогих. Дмитрий Потапенко* отметил, что уже уменьшил объем заказов элитных продуктов в свои магазины. Производители догадываются, что структура закупа со стороны розницы может измениться, и принимают меры. «Из-за волны сокращений на строительных и металлургических предприятиях к концу ноября мы можем столкнуться со снижением спроса на нашу продукцию. Тогда нам придется вводить более дешевые позиции в ассортимент выпускаемых изделий», — поясняет Елена Стихина.

Компании работают над сокращением издержек

В условиях кризиса сети собираются воспользоваться и стандартным антикризисным набором. Во-первых, планируют избавиться от нерентабельных точек. Последние годы торговые компании и не скрывали, что не все их магазины приносят прибыль, но дотировали их ради сохранения оборотов и доли на рынке. Теперь при выборе, какие магазины оставить, к уровню прибыли добавится критерий востребованности формата. По мнению г-жи Бобровской, проще всего оставить мелкие дискаунтеры, поскольку затраты на их содержание незначительны. К тому же благодаря низким ценам они должны сохранить покупательский поток.

Во-вторых, ритейлеры сообщают о решении максимально сократить расходы, в том числе на персонал. Несмотря на постоянные разговоры о кадровом голоде, федеральные торговые сети одна за другой объявляют о сокращении штата. По мнению экспертов, сети получили хороший повод для увольнения ненужных людей. Х5 Retail Group намерена до конца года сократить до 2% от общего числа сотрудников (прежде всего, офисных работников). Сеть «Патэрсон» и вовсе собирается уволить треть персонала. Рискуют потерять работу и сотрудники компаний, выставляемых на продажу. Г-н Потапенко рассказывает, что, купив новую сеть, он всегда сокращает количество работающего там персонала примерно на 10%.

Еще одним способом расплатиться с долгами Татьяна Бобровская называет продажу недвижимости, находящейся в собственности, пока цены на нее значительно не снизились. Взамен можно арендовать необходимые торговые площади: по мнению аналитика «Брокеркредитсервис», в краткосрочной перспективе (конец 2008 г. — I квартал 2009 г.) можно ждать сокращения арендных ставок.

Стратегии развития большинства компаний теперь скорректированы. Все, кто планировал масштабное развитие на заемные средства, замораживают проекты на неопределенный срок. По оценке г-на Подоляко — на несколько лет. Олег Сотников, генеральный директор торговой сети «Купец», отметил, что они приостановили покупку новых объектов до лучших времен. Впрочем, если у компании достаточный объем собственных средств, сейчас удачное время расширяться за счет сделок M & A, покупая ослабевших конкурентов и подешевевшие объекты недвижимости. Валерий Бубнов, вице-президент ОАО «ДИКСИ Групп» (управляет гипермаркетами «Мегамарт»): «Мы уже аккумулируем средст­ва для покупки магазинов конкурентов, покидающих рынок, и объектов девелоперских компаний, которые не сумели их достроить».

Во многом на расстановку сил по­влияет характер и направленность господдержки: будет ли организована выдача льготных кредитов ритейлерам, кто именно и в каком объеме получит деньги. Пока речь идет о выдаче льготных кредитов федеральным продуктовым сетям, что ставит региональные компании в невыигрышное положение. Им повезет, если местная власть будет готова хотя бы на время кризиса снизить налоги для торгового бизнеса, полагают эксперты. Одним из удачных вариантов они считают разрешение относить некоторые затраты на себестоимость (например, ущерб от хищений), а также отсрочки по уплате НДС.

мнение

Инсценировка кризиса была нужна для нового передела собственности

Дмитрий Потапенко*
владелец сети магазинов «У дома», экс-гендиректор сети «Пятерочка», заместитель председателя комиссии при правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле, управляющий партнер ГК Management Development Group Inc.:
— Я не исключаю, что правительство воспользуется кризисом для получения контроля над российской розницей. В частности, на такие мысли наводит недавнее обещание властей помочь девяти крупным московским торговым сетям с получением льготных кредитов. Официально, конечно, это сделали, чтобы «поправить дела», но, думаю, эти деньги предназначены для скупки региональных сетей — власти давно призывают владельцев сетей «объединяться», а во время кризиса это сделать проще. Столкнувшись с финансовыми трудностями, региональные компании становятся сговорчивее, ведь им ничего не останется, кроме как продаться крупным сетям. За примером далеко ходить не надо. Недавно объявили о продаже красноярской «Алпи»: 22 гипермаркета достанутся X5 Retail Group за $240 млн. Сделка будет закрыта в ближайшее время, если Х5 удаст­ся получить под нее финансирование от госбанков. Вот только сеть продается в пять раз дешевле, чем она стоила до кризиса! Если такие сделки станут закономерностью, произойдет укрупнение рынка, что явно на руку властям — несколько мощных торговых сетей национализировать проще, чем мелкие сети, разбросанные по всей стране. Или хотя бы контролировать их: получив деньги, столичные сети будут вынуждены выполнять указания чиновников.
Боюсь ли я, что меня купят? Такая вероятность существует: если дела пойдут плохо, я продам бизнес. Конечно, по разумной цене. Но пока об этом речь не идет. Во-первых, моя торговая сеть слишком маленькая, для того чтобы ей заинтересовались серьезные игроки, в том числе государство. Во-вторых, я не успел набрать много кредитов, чтобы ощутить на себе нехватку ликвидности. Скорее, наоборот: на моем столе сейчас лежат аналитические записки о двенадцати сетях, которые находятся в тяжелом положении и готовы продаться. Три из них я отмел сразу. Состояние этих сетей настолько плачевно, что покупать их экономически нецелесообразно. Остальные варианты продолжаю изучать.

* - выполняет функции иностранного агента