«Очень странно звучит постановка вопроса, когда мы хорошие, а кто-то там — плохой. Рано или поздно придут и за вами, и вас начнут называть плохими».
Малый бизнес выступил за сдерживание федеральных сетей в небольших городах. На совещании в Екатеринбурге между властью и бизнесом разгорелся спор о мирном сосуществовании разных форматов торговли.
Совещание по развитию потребительского рынка символично совпало с активизацией борьбы мэрии Екатеринбурга с киосками и торговыми палатками. К середине апреля глава города Александр Высокинский поручил руководителям районных администраций разработать дорожные карты с графиками выноса объектов нестационарной торговли за пределы центра города. Как сообщает пресс-служба мэрии, к 300-летнему юбилею столицы Урала в центральных районах города не должно остаться ни одного киоска, павильона или торговой палатки. Все нестационарные объекты должны «переехать» в отдельно стоящие здания, отдаленные микрорайоны или торговые помещения на первых этажах многоэтажек.
В то же время федеральные власти продвигают идею многоформатности торговли. Как рассказал на совещании в Екатеринбурге Сергей Лобанов, замдиректора Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции федерального Минпромторга, возможности для развития должны иметь все форматы потребительского рынка. И единственным критерием их существования должна быть востребованность у покупателей.
У нас порядка 50 тыс. товаропроизводителей в стране, реально из них свою дорогу в супермаркеты находят только 20 тыс. Получается, 30 тыс. являются аутсайдерами в общении с федеральными сетями. Где им продаваться? В малых форматах торговли, несетевых. И чем больше бизнеса, торговых объектов существует, тем лучше живет регион. Самый широкий потребительский рынок — многоформатный, во всех своих проявлениях. Это то, к чему мы должны стремиться. Специфика и возможность найти свое место под солнцем есть у всех, — считает Сергей Лобанов.
Как говорит представитель Минпромторга, федеральные сети действительно одно время говорили, что в состоянии обеспечить услугу торговли, и очень хорошо, что власть сносит их конкурентов — мелкую торговлю. Однако следом законодатели пришли уже к ним и стали рассказывать, как выстраивать отношения с поставщиками.
В ответ Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области, предложила вернуться к вопросу «мягкого ограничения» присутствия федеральных сетей в малых городах (с населением менее 50 тыс. жителей) в связи с многочисленными жалобами от местных предпринимателей. По ее мнению, в таких муниципалитетах необходимо существенно ограничить долю присутствия сетей, чтобы дать возможность развиваться местным предпринимателям и производителям. Сегодня законодательно определено: если доля отдельно взятой ритейл-компании в общем объеме всего торгового оборота города превышает 25%, эта сеть больше не может заключать там договоры аренды или покупать помещения для новых магазинов.
Сейчас получается, что в малый город может зайти четыре сети, взять по 25%, и больше ни одного несетевого магазина там не будет. И многие небольшие населенные пункты в Свердловской области близки к этому. Может быть, есть смысл для таких населенных пунктов ввести ограничения о суммарном, предположим, 50%-м присутствии всех сетей, чтобы остальные 50% могли бы занимать магазины другого формата. Подчеркну, 50% — это условная цифра для принципиального обсуждения. Это может быть и 60-70%, — высказалась уполномоченный.
Елена Артюх также предложила обратиться к европейскому опыту в части ограничения времени работы сетевых магазинов в выходные и праздничные дни, чтобы создать дополнительные возможности для несетевых магазинов шаговой доступности.
Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, тоже высказался против таких ограничений. По его мнению, в стране и так долго была «война форматов».
Присутствовавший на совещании Александр Коркин, депутат Заксобрания Свердловской области, попросил все-таки обратить внимание на большее ограничение присутствия федеральных сетей в малых городах, а также обязать крупных ритейлеров пересмотреть работу с местными производителями. Он рассказал, что к нему обращаются предприниматели из небольших областных городов, и по их мнению, сейчас сладывается ситуация, когда местные производители не могут попасть в федеральную сеть. И если в небольшом городе вообще нет объектов торговли, туда вряд ли зайдет условная «Пятерочка». А скорее откроются местные предприниматели, которыми двигает социальная ответственность перед жителями.
Есть село Таборы, туда зашла недавно «Пятерочка». Там есть местная пекарня, но никогда предприниматель, который печет свой свежий хлеб, не попадет в эту «Пятерочку». Да, это хорошо, что федеральная сеть заходит, есть некая рыночная конкуренция, но нужно действительно ограничивать, ведь местные предприниматели закрываются. Да, их продавцы могут уйти работать в «Пятерочку» или другую сеть, а что делать с производителями? Это же ценообразование. Есть к вам предложение — чтобы в этих сетях было пересмотрено ограничение по местным производителям — не как сегодня, когда мы не видим своего же хлеба в магазине, — высказался Александр Коркин.
Ранее в интервью DK.RU руководитель молочного комбината «Надежда» в селе Туринская Слобода, где чуть более 7 тыс. жителей, Наталья Мошегова рассказывала, как торговые сети убивают локальное производство, как в этой ситуации выживают производители и почему натуральные продукты с полок магазинов вытесняют растительные жиры.
Представитель Минпромторга оказался непреклонен. По его мнению, нарушать имеющийся баланс путем введения требований по доле производителей в сетевых магазинах — процесс противоестественный. И невозможно сделать так, что крупная сеть приняла решение работать с конкретной пекарней из конретного небольшого города. Для этого, считает Сергей Лобанов, для начала должны «повернуться жернова и хрустнуть шестеренки» в системе руководства этой компании, чтобы было принято такое уникальное решение.
С ним солидарен Владлен Максимов. По словам представителя бизнес-объединения, к нему часто обращаются предприниматели из регионов с просьбой поставить их продукцию в сети. Однако, говорит Владлен Максимов, это невозможно и нигде в мире так не происходит. Товаропроводящая сеть малых производств — это малая торговля.
Запрет нестационарных объектов, принятый на федеральном уровне, — ни в какие ворота не идущий закон. Вслед за Москвой мы получили уничтожение НТО по всей стране. У вас ситуация, поверьте, не самая плохая. Мы получили давление на прочие форматы торговли на первых этажах, которое происходит через подакцизные товары. Ртом мы говорим про импортозамещение, про то, что важно развивать малый бизнес, а рукой уничтожили эту товаропроводящую цепочку. И начинается цирк, когда на прямую линию выходит предприниматель и говорит: меня надо поставить туда, сюда. Знаменитый человек с квасом на прямой линии с Путиным. Он, кстати, ко мне тоже приезжал. Это какая-то потемкинская деревня. Ну, давайте закон сейчас примем, чтобы сети (а лучше отдельно «Пятерочка» и «Магнит») 50% полок выделяли местным производителям. Что они сделают? Придумают что-нибудь, как придумали с «пакетом Яровой» — результатом законодательного давления стало то, что вылетели малые поставщики. А с крупными все равно все решается. Ничего с этим не сделаешь, — считает Владлен Максимов.
По его мнению, малому бизнесу нужно не бороться с федералами, а развивать собственную сеть. В отличие от средних региональных сетей, у которых действительно тяжелая ситуация, у малого бизнеса есть ниша. И если есть рынок сбыта, он ее находит и живет:
Лояльность местному производителю у нас вслед за Европой растет. Людям приятно покупать сыр, сделанный здесь. К примеру, в Швейцарии продукты стоят в 1,5-2 раза дороже, чем в соседней Франции, но люди хотят покупать именно свое и гордятся этим. Мы тоже идем по этому пути — людям приятно поддерживать своих соотечественников.
После столь бурного осуждения Елена Артюх пояснила DK.RU, что инициатива ограничить агрессивную экспансию федеральных сетей имеет волнообразное развитие и не отвергается только представителями малой торговли в небольших городах.
Использованы фото из архива DK.RU, «Ассоциации малоформатной торговли».