В 2003 г. я и мой соавтор Сергей Агеев написали книгу «Неизвестный Уралмаш». Мы постарались вместить в нее как можно больше архивной информации. На первый взгляд, подарочное издание, выпуще
За последние полтора-два десятилетия книга потеряла значение универсального носителя культурных ценностей, а потому утратила и свой прежний культовый характер. Раньше книги не просто коллекционировали, а еще и читали. Взахлеб. Иногда по ночам. Казалось, что с пожелтевших страниц томов, переплетенных в мраморную бумагу, слегка потертую от времени, на тебя снисходит настоящая мудрость, вытесняющая всякую идеологическую пошлость. Впрочем, так не только казалось, но так оно и было на самом деле.
Однако главная проблема в другом. У местных издателей, а в Екатеринбурге их около 150, нет гарантированных каналов сбыта. Так сложилось, что в столице Урала и Свердловской области не развиты местные книжные сети, хотя в Челябинске их две. Если не считать трех «Домов книги» в Екатеринбурге, большая часть магазинов принадлежит разным владельцам. В некоторых городах, например Магнитогорске, склады магазинов комплектует Москва. Книги региональных издательств на продажу не принимают. Причем это не исключение из правил. Столица взяла под контроль значительную часть российского рынка. Потому и процветают московские издательства, имеющие разветвленные дилерские сети по всей России.
Но они издают не просто книги, а такие книги, которые тянут на «проект». При подобном раскладе качество текста не имеет решающего значения. Проект включает раскрутку автора, создание его легенды, проведение мощных рекламных акций по телевидению и в прессе, наконец, события, делающие автора «скандально известным». Или и то и другое вместе.
Без такого бэкграунда изданий в Москве теперь практически не начинают. Это новый тип культурного продукта, лишь по форме напоминающий прежние книги. Продукт, во-первых, составной или же искусственно сгибридизированный (традиционные жанры и формы не приветствуются); во-вторых, нацеленный только на коммерческий успех; в-третьих, с особым упором на инфраструктуру, на внешние факторы (обложка-упаковка, поддержка наверху, презентации, создание сайта для книги, запуск в Интернет фирменной игры с персонажами книги и пр.). Понятно, что продавать раскрученные издания проще, и екатеринбургские книжные магазины не прикладывают усилий, чтобы продвигать местных авторов.
Попробуйте найти в продаже интересные, хорошо изданные и недорогие книги екатеринбургских издательств. Искать придется долго. Книг современных уральских писателей нет вообще. Хотя некоторые все же издаются, чаще за свой счет, средним тиражом 500 экз. Это скорее ритуал, нежели реальный шаг к читателю. Надо иногда сделать себе подарок. Устроить презентацию. Подарить друзьям, выслушать похвальное слово. А продать книгу не просто. Максимум, что возьмут в магазине — 2-3 книжки, потом, через месяц, еще две — если повезет. Есть спрос на краеведческую литературу. Но цена добротно изданной книги о Екатеринбурге подходит уже к отметке 1 тыс. руб., а то и превышает ее. За такие деньги покупают в основном издания по народной медицине (дешевле, чем лечиться у врача) да по эзотерике (многие надеются на чудо).
Нельзя сказать, что екатеринбургские издательства, выпуская дорогие книги, получают сверхприбыли. Нередко они едва-едва сводят концы с концами, даже если продукция пользуется спросом. Снизить себестоимость издания можно лишь за счет увеличения тиражей, но емкость книжного рынка Екатеринбурга невелика, тираж 3 тыс. экз. уже считается большим. Получается замкнутый круг.
Выход я вижу только один: екатеринбургским издателям нужны местные книготорговые сети, с которыми нам будет проще договориться. Рано или поздно они появятся, потому что есть незанятая ниша в бизнесе. Но стоит ли ждать, пока этим займется инициативный книготорговец? Может, уральским издателям объединить усилия в поисках инвестора для строительства своей книготорговой сети либо начать открывать собственные книжные магазины? Коммерческий потенциал у нас есть.