«Немецкие чиновники требовали от нас либо закрыть бизнес, либо объяснить его пользу для Германии». Константин Астафьев развенчивает главный миф «европейского бизнеса» и раскрывает главный его секрет.
Рубрика «Особое мнение» на DK.RU
Константин Астафьев основал свой бизнес, компанию «Урал-Пресс», в 1993 г. Тогда новоиспеченному директору и собственнику исполнился 21 год, и он еще учился на 4 курсе Уральского государственного университета. Фирма зарабатывала тем, что доставляла газеты и журналы, причем сосредоточилась на узкой в то время нише: подписке для предприятий и библиотек (позднее ее стали называть корпоративной). Спустя 20 лет филиалы «Урал-Пресс» работают уже в 120 городах России от Мурманска до Владивостока, в штате трудится более тысячи сотрудников. Несколько лет подряд организация входила в рейтинг 500 самых быстрорастущих компаний России. Большинство российских предприятий, от Администрации президента в огромной Москве до ИП в небольшом городке Шадринск, выписывают прессу не на почте, а именно в «Урал-Пресс».
История зарубежной экспансии началась с открытия второго направления: создания бренда Boxberry (доставки посылок от интернет-магазинов), который появился в 2011 г. Тогда этот рынок рос ежегодно на 30% и казался очень перспективным. Однако фокусироваться на российском рынке интернет-магазинов, который слишком сильно сконцентрирован в Москве, г-н Астафьев отказался и решил сразу шагнуть за рубеж.
Почему из всех вариантов вы выбрали именно Германию?
— Причины довольно просты: Германия — самая большая экономика в Европе, именно она отправляла в Россию больше всего посылок по сравнению с другими европейскими странами. Берлин ближе к России и при этом большой и недорогой город по сравнению, например, с Хельсинки. К тому же в Германии живет много русскоязычного населения. Сработал и личный фактор: почти все мои друзья детства живут в Германии.
Наша задача была предложить зарубежным рынкам интернет-ритейла доставку и выдачу посылок в России. Мы в этом направлении были первыми, ведь большинство наших конкурентов осваивали российский рынок. И тогда для нас открытие офиса за рубежом было, скорее, своеобразным исследованием, чем началом полноценной работы. Через какое-то время мы обнаружили, что немецкий рынок очень консервативен и осторожен.
Чтобы нам было легко начать работу с немцем, наши дедушки должны были сидеть за одной партой в школе, а не в разных окопах.
Но Германия стала отличным перевалочным пунктом для расширения экспансии: в ходе работы мы открыли для себя американский, британский и чуть позже китайский рынки. С предпринимателями из этих стран — особенно из США — взгляды на бизнес и жизнь у нас совпадали, и делать совместный бизнес с ними было значительно легче, чем с немцами.
Так мы и жили: офис работал в Берлине, продавцы были в США, покупатели — в России. Деньги и посылки летели в небе над Берлином, попадая в наш офис только в виде зарплат и аренды.
Вы согласны с тезисом о том, что в Европе, и вообще в большинстве зарубежных стран, создавать компании и вести бизнес проще, чем в России?
— Когда в Екатеринбурге был Дмитрий Потапенко*, я задал ему вопрос о его зарубежных проектах. В ответе он подчеркнул, что главная зарубежная особенность бизнеса — отсутствие там государства. Может быть, бизнес Дмитрия работает в какой-то другой Европе. Но в той, где работаем мы, государство в лице немецких чиновников постучалось в наш офис на второй год работы. Они вежливо, но настойчиво попросили закрыть бизнес, так как он не приносит прибыль, либо объяснить, чем именно полезен этот бизнес Германии и Берлину. Так как наши клиенты в большинстве своем были не немецкими и даже не европейскими, покупатели были в России, а офис жил сугубо на финансировании из России, логика в их рассуждении была. Но ведь и у нас она была! Поговорив, мы пришли к взаимопониманию, а вскоре у нас появились и немецкие контрагенты.
На мой взгляд, роль государства в Германии, как в жизни людей, так и в жизни предприятий неоправданно высока.
Чего стоит хотя бы регулирование арендной платы. Если у вас есть квартира в Берлине, вы не можете ее сдать за те деньги, которые хотите. Берлинское правительство не доверяет рынку, а потому в зависимости от района и состояния дома дает вам узкий «ценовой коридор»: например, в районе Шпандау это от 10 до 14 евро за метр. При этом внутри этого коридора вы тоже не вольны двигаться по своему разумению: есть четкие принципы ценообразования. Есть в квартире балкон — плюс 1 евро; ванна, а не душ — плюс 1 евро. Последняя законодательная инициатива — запрет агентствам и маклерам взимать комиссионные со съемщиков жилья, а брать их только с владельцев — повергла берлинский рынок аренды в ступор. К сожалению, это далеко не единственный пример влияния государства на бизнес.
Сейчас у вас уже накоплен определенный опыт работы на зарубежных рынках. В чем вы видите ключевое отличие ведения бизнеса в европейском контексте?
— Предсказуемость и стабильность — та основа, на которой держится европейская цивилизация, особенно в северной Европе. Здесь очень важно не бороться с системой, как привыкли в России, а понять, как она устроена, и встроиться в нее.
Для нас, выросших в СССР и России, государство и вся система чаще всего означают неизбежное зло. Ну можно ли ожидать помощи от российского милиционера? А от чиновника?
Поэтому русским в Европе часто сложно перестроить мышление и поменять отношение к государственной системе — не доверяя ей, обманывать ее. Тем более что с первого взгляда кажется, что обмануть не сложно, потому что система-то тебе доверяет и наказывать не торопится.
Последняя нашумевшая история в Германии — аферы русскоязычных фирм с социальными фондами. В Германии пожилой человек имеет право обратиться в социальную фирму, и она окажет ему бесплатно ряд услуг: вымыть окна, сходить за продуктами, выгладить белье и так далее. Наши бывшие сограждане быстро сориентировались и оформляли русскоязычным пенсионерам больше услуг, чем оказывали, а разницу клали себе в карман и частично откатывали налом заказчикам. Бизнес «успешно» работал несколько лет, в этом году были разом взяты с поличным десятки таких фирм. В каждую из них был внедрен русскоязычный сотрудник полиции и работал под прикрытием несколько месяцев, собирая доказательства преступлений.
Другой случай был лет десять назад. В Берлине большое число недействующих промышленных предприятий, многие из которых связаны железнодорожными рельсами, по которым давно никто не ездит. Одни бывшие наши соотечественники арендовали технику, наняли персонал и стали снимать эти рельсы, сдавая их как лом. Несколько месяцев все работало, но сгубила жадность. Бригады стали выводить на работу по выходным, а это нарушение трудового законодательства — проверка выявила хищение.
У меня тоже был пример. В одном проекте мы работали с чехами. После успешного завершения пошли отметить в бар.
— Честно сказать, с русскими и итальянцами мы не работаем, но с вами готовы продолжать... — сообщили нам партнеры.
— Что не так с русскими и итальянцами?
— Итальянцы все сумасшедшие. Если уж с ними связался, будь готов к безумию. А русские … они просто непредсказуемы, что для нас еще хуже.
После таких историй может создаться впечатление, что русским вообще очень трудно развивать успешный бизнес в западных реалиях.
— Русские боятся системы, но и одновременно недооценивают ее. Корни этого явления — в нашем опыте взаимодействия с родным государством. Поэтому умение быстро адаптироваться, принимать и соблюдать новые правила для российского предпринимателя на зарубежном рынке можно назвать главным. Однако русские предприниматели более предприимчивы, чем их зарубежные коллеги. На многие вещи смотрят свежим взглядом и часто видят то, что не видно местным. Поэтому если они чувствуют контекст и не нарушают границы, у них очень высокий шанс быть успешными не только в России. Кстати, в США наши бывшие соотечественники занимают второе место по количеству миллиардеров после коренных американцев. Не мексиканцы, не индусы и не китайцы, численность которых среди эмигрантов значительно выше, чем русских.
Вне зависимости от успешности ваших зарубежных проектов работа в другой стране и в других условиях в любом случае раздвинет ваши горизонты и выведет на новый уровень бизнеса. Поэтому если есть желание и возможности — нужно пробовать. Да, есть везде свои особенности, но доллар, заработанный в России, и доллар, заработанный в Европе, друг от друга не отличаются.
* - выполняет функции иностранного агента