Законодательные поправки и экономическая стагнация ударили по российским автошколам — Екатеринбург не исключение. Вынужденный почти полугодовой простой подчистил рынок, выжившие игроки повысили цены.
По последним данным ГИБДД, из 324 автошкол, работавших в Свердловской области по состоянию на конец 2014 г., к настоящему моменту прошли лицензирование около 250. Оставшимся компаниям было отказано в наборе новых групп.
Проблемы у автошкол начались летом 2014 г., когда вступили в силу программы профессионального обучения водителей транспортных средств. Изменения готовили семь министерств и ведомств, среди которых кроме Минобрнауки — Минтранс, Росавтодор, ДОСААФ и др. Как следует из разъяснений министерства образования и науки РФ, значительно ужесточились требования к материально-технической базе: к учебным автомобилям, классам и особенно к автодрому. Он должен быть площадью не менее 0,24 га, обязательно заасфальтирован, оборудован светофорами, дорожной разметкой, перекрестками, «горкой», железнодорожным переездом. Также, согласно правилам лицензирования, каждая автошкола должна получить заключение ГИБДД на соответствие своей базы учебным программам.
О рисках, связанных с принудительным перелицензированием, участники рынка рассказывали DK.RU еще осенью прошлого года. Тогда представители компаний говорили, что даже 1,5 месяца простоя приведут к банкротству значительного числа игроков. Так и вышло: за полгода рынок сократился почти на четверть.
При этом стоимость обучения выросла к марту 2015 г. в среднем до 20-30 тыс. руб., тогда как в середине прошлого года ценник не превышал 15-20 тыс. руб. О неизбежном повышении цен ранее предупреждал Георгий Водопьянов, глава одного из филиалов Свердловской областной автошколы:
«30 тыс. — оптимальная стоимость, которая позволит выжить небольшим компаниям, имеющим два-три филиала. При желании переделать программы можно за неделю, все примеры и нормативы даны. По сути, мы возвращаемся к истокам: раньше требования были жестче. Инструкторы не руководствовались желанием набить карманы, а действительно преподавали. Работали профессионалы высокого уровня, автоспортсмены. Сейчас учат только необходимым вещам, для сдачи госэкзамена. Отсюда и высокая аварийность на дорогах. Новшества, безусловно, положительно скажутся на безопасности движения».
СМИ сообщают о появлении «серых» автошкол в регионе, работающих без лицензии. Курсанты таких учреждений не будут допущены к экзаменам в ГИБДД. Пока обманутых клиентов единицы. В Госавтоинспекции рекомендуют тщательнее проверять информацию об автошколе, в которой планируется обучение.