Лидеры рынка бизнес-образования в регионах выстояли в борьбе с демпингом, падением спроса, сокращением бюджетов на корпоративное обучение. Рост рынка по итогам I полугодия 2010 г. составил от 1
Динамика объема рынка в I п/г 2010 г. по сравнению с I п/г 2009 г.
50%
Красноярск
По итогам I п/г 2010 г. рынок бизнес-образования Красноярска вырос в 2 раза. Обороты поддерживает не только оживший спрос, но и рост цен на 20%. В 2009 г. с рынка ушло около трети компаний, однако сейчас число игроков не увеличивается. Руслан Жамилов («Бэст Бизнес Консалтинг+»): «Основная нагрузка будет распределяться между местными тренерами, которых после кризиса осталось не так много. В условиях растущего объема работы бизнес‑тренеры будут повышать цены на свои услуги, не исключаю, что до конца года они могут вернуться на докризисный уровень».
30%
Екатеринбург
Одной из причин роста рынка бизнес-образования в Екатеринбурге стало увеличение оборота в сегменте долгосрочных программ, который занимает долю 50%. В I п/г 2010 г. средний чек на долгосрочное обучение вырос почти на 40%. Ольга Жигальцова («Центр Бизнес‑Образования»): «В I п/г 2010 г. стал постепенно восстанавливаться спрос на MBA и среднесрочные программы. Растут бюджеты на обучение специалистов производственных компаний. Мы прогнозируем рост спроса на учебные программы, связанные с интернет‑продвижением услуг и сайтов».
30%
Нижний Новгород
Развитию нижегородского рынка способствовало увеличение на 60% числа предприятий‑клиентов. 80% выручки бизнес‑школам приносят именно корпоративные слушатели. Кроме того, крупные компании ждут государственных заказов. Василий Козлов (Green City): «Сейчас в Нижегородской области происходит смена правительства. В русле федеральных тенденций в сферу бизнес‑образования и управленческого консультирования поступят объемные заказы на исследования и разработки, обучение государственных чиновников и топ‑менеджмента компаний».
30%
Ростов‑на‑Дону
Ростовский рынок бизнес-образования в основном вырос за счет тренингов и семинаров, которые занимают 60% оборота крупнейших игроков. Слушателей краткосрочных программ стало в 2 раза больше по сравнению с I п/г 2009 г. Татьяна Пилипко (Центр Развития Бизнеса [А]5): «Дефицит времени и дальше будет вызывать потребность за короткий срок овладеть максимумом практических знаний и навыков. Будут актуальны программы, позволяющие эффективно использовать время на обучение и совмещать его с решением других бизнес‑задач — установлением деловых контактов, переговорами».
25%
Новосибирск
Новосибирские бизнес‑школы продолжают развивать новые форматы: мини‑классы, бизнес‑игры, онлайн-семинары, дискуссионные клубы. Игроки считают: широкий ассортимент позволяет привлечь клиентов. Анна Власова («Харизма»): «Возрастает разнообразие используемых инструментов, а в дальнейшем они будут более адаптированы к потребностям различных целевых аудиторий. Еще одна тенденция — индивидуальный подход к обучению, программы будут учитывать специфику команды, компании и отрасли».
20%
Казань
Почувствовав спад в сегменте средне‑ и долгосрочного образования, бизнес‑школы предложили клиентам новую модель обучения. Теперь оно состоит из отдельных модулей, куда входят семинары, мастер‑классы, тренинги. Появились и дополнительные услуги: оценка, предтренинговая диагностика, посттренинговое обслуживание. Некоторым компаниям это позволило увеличить выручку более чем на 20%. Но пока самым быстрорастущим сегментом остается краткосрочное обучение. Галина Маштакова («МЭЙНСТРИМ‑Казань»): «Рынок краткосрочного обучения в 2010 г. сохранит тенденцию роста до 30%. Популярностью будут пользоваться тренинги формирования управленческих навыков и личной эффективности».
18%
Челябинск
В этом году на рынке Челябинска появилась «Ассоциация аутсорсинга» — агломерация компаний, предлагающая клиентам широкий спектр услуг — от бизнес‑образования до аудита. Участники говорят, что объединение позволило им увеличить клиентский поток в несколько раз. Любовь Неверова (Южно-Уральская Коллегия Консультантов): «Приоритетом будут пользоваться компании, предлагающие широкий спектр услуг. Поэтому игроки рынка продолжат объединяться, чтобы предоставлять клиентам комплексный продукт».