Уральские застройщики не исключают падения цен на квартиры — метры могут подешеветь на 50%, а то и на 90%. В Сибири и Москве девелоперы уже освоили формат «ночи распродаж» жилья.
Девелоперы Екатеринбурга признают, что следующий год не будет легче 2015-го. Как сообщил на VIII Уральском форуме по недвижимости президент ЦН «МАН» Николай Савин, экономисты делают крайне негативные прогнозы:
«Аналитики пишут, что этот кризис более глобальный и длительный, чем ситуация 2008-2009 гг., что в следующем году будет в лучшем случае дно кризиса, что падение цен на жилье станет очень значительным — минимум на 20-30%, причем не только на проекты на стадии котлована, но и на готовые объекты. Есть мнения, что застройщики вынуждены будут прогибаться, чтобы заплатить зарплаты, налоги и кредиты. Что мы можем увидеть и 50%-ное снижение цен — не по всему рынку, но по сложным неликвидным объектам. Экономисты также говорят, что рынок недвижимости будет падать до конца 2016 г., а потом начнет очень медленно восстанавливаться. Я гоню эти прогнозы прочь, как и многие участники рынка — сохраняем оптимизм. Но при всем оптимизме девелоперам стоит затянуть пояса, экономить на расходах и аккуратно вступать в новые проекты».
По данным Уральской палаты недвижимости (УПН), в этом году цены на квартиры в новостройках снижаются, на вторичном рынке стоимость метров вернулась на уровень 2005 г. (в долларовом эквиваленте). Причем, по словам аналитика УПН Михаила Хорькова, с учетом инфляции цены на квартиры в городе не растут с 2007 г.:
«Реальный рост был только в 2011 г., и то небольшой. Инвесторы с рынка ушли практически все, остались только конечные пользователи квартир — они ежемесячно заключают около 1,5 тыс. сделок с «первичкой» и 2 тыс. сделок на вторичном рынке. Несмотря на то, что продажи упали, а цены стагнируют, жилье в Екатеринбурге еще никогда не было таким доступным, как сейчас. Если в 1998 г. квадратный метр можно было купить на шесть средних зарплат, то сейчас этот показатель — меньше двух. Вместе с тем, в последние 20 лет движение цен на квартиры в городе предопределяла стоимость нефти. Сейчас рублевая цена черного золота продолжает снижаться».
Полпред Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области Андрей Бриль согласен, что стоимость жилья в следующем году будет зависеть от уровня нефтяных цен, однако он убежден: дальнейшее снижение стоимости квартир невозможно.
«Конечно, будет много людей, которые попали в безвыходное положение. Хотя их сейчас на порядок меньше чем в 2008-2009 гг., у нас нет насмерть перекредитованных девелоперов. Поэтому они постоят в экспозиции. На 50% могут упасть цены на объекты, владельцы которых готовы заложить 20-летний срок окупаемости своих сложений. Не исключено, что частные инвесторы, которые скупали квартиры, пойдут на дисконт. Возможны сделки со снижением цен и на 90%. Девелоперы же будут стоять в экспозиции до тех пор, пока такие квартиры не уйдут с рынка. А на это понадобится года три. Так что революции не будет. Если цены на нефть вырастут, повысится и стоимость жилья. Если нет, в конце года будет девальвация, и все опять прибегут на рынок недвижимости», - считает г-н Бриль.
Тем временем инорегиональные участники рынка отмечают, что ситуация в Екатеринбурге относительно комфортная для девелоперов. По словам Эльвиры Епишиной, главы комитета по консалтингу Российской гильдии риелторов, цены на жилье в городе за 15-20 лет не падали больше чем на 15-17%:
«В Москве летом была ночь распродаж квартир, в Красноярске такое мероприятие проходит уже второй месяц, в Перми подобная акция была у одного застройщика. Если у вас еще этого не было, значит, вы жирно живете по сравнению с другими регионами».
Добавим, что по данным УПН с 1996 г. на рынке жилья Екатеринбурга было три кризиса: в 1998-1999 гг. рублевая стоимость метров выросла в 2,4 раза, в 2009 г. цены упали на 20-30%, а объем продаж — на 30%. В 2015 г. число сделок на рынке сократилось на 20-40%, цены снижаются. Еще один интересный момент был в 2006 г., когда возник ажиотажный спрос на квартиры из-за быстрого роста ипотеки и слабого первичного рынка — цены тогда взлетели за год на 107%.