Меню

Рынок консалтинга и аудита

    эксперты Елена Артюх генеральный директор юридической фирмы «Левъ» Юрий Афанасьев генеральный директор ООО «Активные Формы» Алексей Белоусов генеральный директор консалтинговой компании «ПРОФИС

Рынок финансового консалтинга и аудита в Екатеринбурге из года в год растет на 20-30% в зависимости от вида услуги. Рост во многом обусловлен увеличением спроса со стороны среднего и малого бизнеса. Если раньше предприниматели обращались к аудиторам с целью получить схемы оптимизации налогообложения, то сейчас главная задача — заплатить все по закону, но не более. Консультанты говорят, что с повышением доходов все чаще к ним будут обращаться физические лица.

 

 

эксперты
Елена Артюх
генеральный директор юридической фирмы «Левъ»
Юрий Афанасьев
генеральный директор ООО «Активные Формы»
Алексей Белоусов
генеральный директор консалтинговой компании «ПРОФИС Групп»
Аркадий Брызгалин
директор центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право»
Сергей Глухов
директор по качеству ООО «Системы качества»
Алексей Клевцов
директор департамента информационных технологий компании «АСП»
Евгения Кудашкина
консультант по маркетингу ООО «Активные Формы»
Игорь Теущаков
директор ЗАО «Ассоциация «Налоги России»
Дина Ушакова
директор «Апрайт — Корпоративные решения»

 

Какой вид консалтинга развивается быстрее
Почему падает рентабельность бизнеса и растет зарплата специалистов
Когда частным лицам понадобится аудит

 

 

Директор ЗАО «Ассоциация «Налоги России» ИГОРЬ ТЕУЩАКОВ вспоминает, что, когда он начинал в 1992г., рынок был абсолютно дикий: «Если мы подавали на налоговую инспекцию в суд, то они нам говорили: не перестанете с нами судиться — мы арестуем у вас всю документацию. И делали это. Налоговики просто не допускали мысли, что можно подать иск на государство». Сегодня, по словам гна Теущакова, ситуация кардинально изменилась: налоговая инспекция понимает, что истина рождается в суде, рынок стал цивилизованным.

Налоговики стимулируют рост рынка аудита
Рынок консалтинга России, по оценке Евгении Кудашкиной, консультанта по маркетингу ООО «Активные Формы», достигает 82 млрд руб. Оценить его размер в Екатеринбурге эксперты затруднились.

 

Рынок аудита и финансового консалтинга, по данным ТОП-листа «ДК», за прошлый год вырос на 29%. Аркадий ­БрЫзгалин, директор центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право», отмечает, что всплесков или спадов нет: «Больше аудиторских фирм не становится, поскольку рынок устоялся: все самые интересные заказчики поделены. И лишь иногда клиенты меняют обслуживающую компанию». По его мнению, развитие рынка вызвано желанием предпринимателей упорядочить серьезно выросший за послед­ние годы бизнес: строятся холдинги, укрепляются отношения между структурными звеньями компаний. На повышение спроса влияет интенсивно меняющееся налоговое законодательство — оно становится более жестким и детальным. «В частности, налоговая инспекция начала тщательнее проверять законность налоговых вычетов, например по НДС, в крупном размере (от 1 млн руб.)», — подчеркивает Елена ­Артюх, генеральный директор юридической фирмы «Левъ».

 

Сравнимыми с аудитом темпами развивается ITконсалтинг — за прошедший год (по данным ТОП-листа «ДК») рост достиг 30%. На рынке работает свыше двух десятков операторов (лидеры — «АБ Консалт», «Альфа-Информ», АСП, «Прайм1С», Columbus IT, CIFT). Но сегодня, считает Алексей Клевцов, директор департамента информационных технологий компании «АСП», спрос превышает предложение: «Пять лет назад мы автоматизировали бухгалтерию, но сейчас требования серьезно возросли. И фирм, способных решить эти задачи, уже существенно меньше, и возможности их ограниченны. Клиенты фактически стоят в очереди». Как полагает Евгения Кудашкина, рост ITконсалтинга во многом обусловлен тем, что в проект включают стоимость программного продукта, если ее не учитывать, а оставить только консультации по внедрению в чистом виде, станет очевидным спад: «В 2006 г. он составил примерно 7%. И эта тенденция сохранится в дальнейшем. Падение могло быть еще больше, если бы не появился новый крупный клиент в лице компаний энергетического комплекса». По мнению г-жи Кудашкиной, часть заказчиков по­просту отказываются от услуг ITкомпаний, по­скольку у них наступила усталость от бесконечных внедрений, которые длятся по пятьшесть лет.

 

Спрос на системы качества со стороны уральского бизнеса минимален, а потому этот сегмент растет медленнее — не более 15% в год. «В нашей стране отсутствует господдержка программ по внедрению стандартов качества на предприятиях. В Китае десять лет назад выдали 2 тыс. сертификатов, столько же примерно сейчас в России. Но благодаря госполитике за десять лет их количество в Поднебесной увеличилось в 50 раз и достигло 100 тыс. штук», — описывает ситуацию Сергей Глухов, директор по качеству ООО «Системы качества». Стоимость сертификации по ISO в среднем равна 600 тыс. руб.

 

Кадровый дефицит снижает рентабельность
Еще дватри года назад стоимость услуг уральских и московских консалтинговых и аудиторских компаний различалась в десять раз, сейчас — в 1,55 раз. Сокращение разрыва в первую очередь обусловлено повышением зарплат: в регионах, отмечают эксперты, они растут быстрее, чем в столице. Особенно заметно это сказывается на рынке IT, поскольку именно здесь остро стоит проблема дефицита кадров. «Когда мы говорим клиентам, что час работы специалиста стоит 1,2 тыс. руб., а не 200 руб., как несколько лет назад, то понимаем: не все готовы платить. Подобная стоимость вызвана нехваткой специалистов и, как следствие, их высокой зарплатой», — объясняет Алексей Клевцов. По его оценкам, в общей цене услуги заработная плата составляет примерно 33%, а потому при нынешней загрузке и уровне зарплат один час должен стоить не менее 22,5 тыс. руб. Петр Васильев, управляющий компанией «Акроним», считает, что увеличение стоимости услуг ITкомпаний обгоняет темпы роста доходности других отраслей: «Клиенты не готовы к пропорциональному повышению стоимости услуг. Как результат, падает наша рентабельность. Чтобы нивелировать негативный эффект, мы вынуждены искать способы повышения собственной эффективности и оптимизировать рабочее время консультантов». Юрий Афанасьев, генеральный директор ООО «Активные Формы», оценивает рентабельность региональных консалтинговых компаний не более чем в 15%: «С учетом инвестиций, которые необходимо делать прежде всего в персонал, поддерживая и развивая его квалификацию, доходность будет в дальнейшем немного снижаться. В то же время рентабельность десяти крупнейших участников рынка России выше и достигает 20%, поскольку услуги брендовых компаний дороже, а при их масштабах проще сокращать издержки».

 

В 20032004 гг. московские игроки пытались зайти на рынок аудита при помощи демпинга. Таким образом, уверен Игорь Теущаков, они сломали рынок: «Нам тоже пришлось снижать цены, и только сейчас они начинают соответствовать нормам прибыли. Опыт показал: если ты предложишь цены в два раза ниже, чем у конкурента, не факт, что получишь адекватное увеличение продаж. Всетаки рынок финансового консалтинга и аудита не ритейл». Сейчас цены, как отмечает г-н Теущаков, повышаются на 1520% в год.

 

Особенность столицы Урала заключается в том, что тут сильны позиции местных игроков. Даже у компаний, открывших здесь филиалы, нет серьезных позиций, считает Игорь Теущаков: «Около 7080% рынка финансового консалтинга держат местные компании, крупные уральские холдинги обслуживаются именно у них. В Екатеринбурге в начале 90х гг. было создано много организаций, которые за полтора десятка лет окрепли и теперь могут составить реальную конкуренцию федералам». Чаще всего, как рассказывает Евгения Кудашкина, москвичи выполняют разовые заказы, которые получают на закрытых тендерах, и уже не спешат открывать представительства на Урале.

 

Дина Ушакова, директор «Апрайт — Корпоративные решения», напротив, убеждена, что местные участники не готовы к конкуренции с москвичами: «За редким исключением, у екатеринбургских фирм нет технологий и решений, которые можно клонировать, наращивая тем самым объемы производства и расширяя географию влияния. Рынок консалтинга никогда не будет принадлежать конечному числу игроков: на нем будут работать как глобальные лидеры, так и локальные компании — прорываться за счет компетенций в узких нишах».

 

Консалтинг будет уходить в узкие ниши
По оценкам Евгении Кудашкиной, в ближайшие два года рынок консалтинга продолжит активный рост — до 30% ежегодно. Алексей Клевцов прогнозирует, что компании со временем поделятся на две категории: «Одни будут работать как супермаркет: предлагать максимально стандартизированный продукт, минимум сервиса, но при этом и более низкую стоимость. У других будет индивидуальный подход, но при этом высокие цены».

 

Как полагает Алексей Белоусов, генеральный директор консалтинговой компании «ПРОФИС Групп», в 2007г. основную роль станут играть отраслевые консультанты, четко представляющие проблемы своего заказчика и специфику его деятельности: «Например, если не знать особенности реформы энергетики в России, постановления правительства РФ и распоряжения РАО «ЕЭС», оказывать эффективные консалтинговые услуги в этой сфере невозможно». Вместе с тем гн Белоусов прогнозирует, что конкуренция на рынке перерастет в сотрудничество между узкоспециализированными компаниями: «Появится единый центр партнерст­ва, чтото вроде ассоциации консалтеров, которая будет координировать взаимодей­ствие между компаниями». Кстати, сейчас на Западе набирают популярность фирмы, занимающиеся подбором «подрядчиков» для проведения тех или иных консалтинговых работ. По мнению Елены Артюх, укрупнение рынка приведет к созданию такого сервиса и у нас: «Уже сейчас все сложнее выбирать фирму для консалтинга и аудита. Думаю, серьезные клиенты будут готовы платить за подобную услугу, чтобы решить свою проблему быстрее и качественнее. Нам не очень долго ждать появления подобных фирм».

 

Грядут изменения и на рынке аудита — с 1 июля 2007г. упраздняется обязательное лицензирование этой деятельности. «Отмена одного фильтра обычно приводит к появлению новых. Вместо этого станет необходимо участвовать в саморегулируемых профорганизациях. Также, скорее всего, будут ужесточены нормы по страхованию ответственности аудиторских фирм, что повлечет за собой увеличение накладных расходов компаний и, как следствие, повышение стоимости услуг. Значит, часть мелких фирм уйдет с рынка», — анализирует гжа Артюх.

 

С ростом благосостояния, считают экс­перты, будет возрастать спрос населения на финансовый консалтинг и аудит. Пока возможностей оптимизировать налоговые платежи физических лиц не так много. «Однако если у частного лица есть несколько объектов в собственности (более пяти), то пора обращаться за финансовым консалтингом. И я думаю, что уже в 2007г. количество частных клиентов существенно возрастет», — прогнозирует Елена Артюх.