Меню

РЖД передает ремонт вагонов частникам

РЖД избавляется от малоэффективных вагоноремонтных депо. Их продают частным компаниям. Две екатеринбургские организации уже приобрели такие объекты. По оценкам игроков транспортного рынка, новые со

РЖД избавляется от малоэффективных вагоноремонтных депо. Их продают частным компаниям. Две екатеринбургские организации уже приобрели такие объекты. По оценкам игроков транспортного рынка, новые собственники смогут увеличить производственные мощности депо, превратить их в доходный бизнес.

Продавать вагоноремонтные депо частным компаниям РЖД начала в июне. Уже состоялись два аукциона по реализации этих объектов, в ходе которых железнодорожный монополист пустил с молотка шесть лотов и выручил 1,695 млрд руб. РЖД продает свои ремонтные мощности в рамках третьего этапа реформы железнодорожного транспорта. Всего госперевозчик намерен передать в частные руки 22 таких объекта и заработать на этом 2,6 млрд руб.

По итогам уже состоявшихся торгов новыми владельцами объектов стали, в частности, две екатеринбургские компании.

Группа компаний «УГШК» приобрела депо «Верхний Уфалей». Эта организация в том числе продает и сдает в аренду железнодорожные вагоны. Приобретение собственного депо для ремонта подвижного состава обошлось УГШК в 328 млн руб. В аукционе участвовали еще шесть организаций. Стоимость депо увеличивалась втрое (стартовая цена — 95,3 млн руб.). По словам Геннадия Проха, председателя совета директоров УГШК, группа компаний намерена вложить дополнительно 200 млн руб. в реконструкцию депо, ремонт зданий, закупку нового оборудования.

На базе приобретенного имущества ГК планирует ремонтировать соб­ственный подвижной состав и вывести эти услуги на открытый рынок. Еще будучи собственностью РЖД, депо заключило 29 договоров на ремонт частных вагонов. И теперь, после смены собственника, все эти заказы, вероятнее всего, получит УГШК, полагает г-н Прох: «Договоры будут пересмотрены, заключены вновь. В количественном выражении депо сейчас ежемесячно ремонтирует 50 вагонов РЖД и 200 единиц подвижного состава других собственников». При такой загрузке в год объект обслуживает около 3 тыс. вагонов. После модернизации оборудования УГШК планирует довести этот показатель до 4 тыс. Рассчитав среднюю выручку от таких работ, ГК намерена вернуть вложенные в покупку и ремонт депо деньги за пять лет. Средняя стоимость планового ремонта вагона превышает 30 тыс. руб., цена капитального ремонта — более 50 тыс. руб. (по подсчетам «ДК», после реконструкции выручка УГШК должна составить 120-200 млн руб. в год). Ежегодно расценки на эти услуги растут на 50-60%.

Вторая екатеринбургская компания — «Уралхимтранс» — приобрела вагоноремонтное депо «Мураши» в Челябинской области. При стартовой цене в 107,4 млн руб. за время торгов стоимость объекта выросла в три раза и достигла 358,9 млн руб. О новом собственнике известно немного. По данным СПАРК, организация зарегистрирована в Екатеринбурге в 2001 г. и занимается автомобильными грузовыми перевозками, переработкой металлического лома. Уставный капитал компании — 10 тыс. руб.

По оценкам сторонних наблюдателей из числа участников транспортного рынка, переход ремонтных мощностей РЖД в частные руки может упростить работу независимых владельцев вагонов. ДАНИИЛ ВОРОБЬЕВ, коммерческий директор экспедиционной компании «ЕАКС»: «Частные собственники наверняка сделают этот сектор более эффективным. К примеру, сейчас многие владельцы подвижного состава вынуждены гнать вагоны для ремонта в Санкт-Петербург, поскольку близлежащие депо загружены работой. Частник, вероятно, не будет упускать этих клиентов и расширит производственные мощности».

Но пока сложно судить о том, какие выгоды получат частные владельцы вагонов от передачи депо независимым от монополиста компаниям, продолжает Виталий Дресвянников, руководитель проекта логистической компании «ЮниТранс» в Екатеринбурге: «Проданные депо относительно невелики. Только за счет них проблему дефицита ремонтных мощностей не решить. Новые собственники, приходящие на эти объекты, обязаны принимать на обслуживание вагоны из парка РЖД. А оставшиеся мощности они вполне могут загрузить исключительно своим подвижным составом. Судить о реальных выгодах продажи депо для других участников рынка можно будет только после того, как все торги завершатся и новые собственники начнут использовать приобретенные мощности в полную силу».

Сейчас частные компании формируют почти половину емкости вагоноремонтного рынка России. Парк подвижного состава независимых перевозчиков почти сравнялся с парком монополиста. В частной собст­венности — 350 тыс. вагонов. Находясь у монополиста, депо пока малоэффективны и иногда не справляются с ремонтом вагонов РЖД, не говоря уже о подвижном составе сторонних компаний, отмечают логисты. К примеру, в январе-феврале прошлого года, по данным профильного издания «Гудок», невыполнение плановых видов ремонта вагонов, находящихся в собственности РЖД, превысило 5 тыс. единиц. А в марте 2007 г., из-за того что все депо были загружены работой по восстановлению вагонов РЖД, железнодорожный монополист был вынужден отказывать в ремонте всем частным собст­венникам подвижного состава.

Досье
 
Группа компаний «УГШК»
Год основания: 2002.
Ключевые компании группы:
ЗАО «Торговый дом «УралЕвросоюз» — оптовые поставки замороженного мяса, рыбы, фруктов, мороженого, консервов;
ООО «УГШК-Транс» — железнодорожные перевозки, продажа, сдача в аренду вагонов;
ООО «УГШК-Строй» — строительство загородных коттеджей, покупка и редевелопмент незавершенных объектов жилой и нежилой недвижимости.
Источник: www.ugshk.ru