«Сейчас у меня нет нужды контролировать людей, пинать людей, вкладываться эмоционально». Как перевести все на аутсорсинг и быть спокойным — колонка Александра Пашкова, владельца компании «Экосвет».
DK.RU публикует цикл колонок уральских предпринимателей об аутсорсинге. Завершает его Александр Пашков, собственник компании «Экосвет»:
— Я не жадный — ни в жизни, ни в бизнесе. Мне не жалко платить людям ежемесячную заработную плату, если она заслуженна. Жадность — это вы подходите ко мне и просите яблоко, а я прячу его за спину и говорю, что не дам. Отказаться от штатных сотрудников и держать бизнес-процессы на аутсорсинге — экономически целесообразно, только и всего.
Помните, как у Ленина: учиться, учиться и еще раз учиться, а у меня — экономия, экономия и еще раз экономия. На сегодняшний день я единственный штатный сотрудник в своей компании.
Аутсорсинг от безысходности — мой вариант на первых порах. Три человека собрались и решили сделать маленький бизнес. Идея — моя, но денег особо не было, поэтому нужны были бесплатные сотрудники, которые будут какое-то время терпеть, молчать, что денег нет, верящие в перспективу светлого будущего. Один из таких — специалист в области ИТ, третий — бухгалтер. Итог — печальный опыт: бухгалтер от нас ушла через два месяца — надоело работать забесплатно, хотя как раз у нее были заработки со стороны (она вела на аутсорсинге несколько компаний, ее риски были минимальны). После ее ухода пришлось нанять бухгалтера на аутсорсинг. Что касается идейного ИТ-специалиста, то его запала хватило чуть надольше, но в итоге и он отклеился, после чего пришлось эту область тоже перекрывать привлеченным за деньги айтишником.
Бухгалтерия, юристы (по мере необходимости), монтажники — теперь осознанно все на аутсорсинге. Я другой модели для себя не вижу. Цифры-то легко подсчитываются.
К примеру, бухгалтер мне в месяц обходится около 5 тысяч рублей, тогда как штатный сотрудник — минимум 20 тысяч. ИТ-специалисты — то же самое. У меня все отработано, все смонтировано. Если потребность появилась, звонок дружеской компании — и все сделано за умеренную плату. Юристы в моем случае — это вообще редкий случай. У меня у самого юридическое образование, поэтому что-то могу сам. Если уж прижало и очень нужно, снова звоню, и проблемы решаются. Монтажники — эти ребята нужны чаще всех остальных, но и они на аутсорсинге, потому что так удобнее. У нас в городе множество монтажных организаций, которые рады работать. Приведу пример: мы делали оформление одного из крупных бизнес-центров — достаточно объемные работы, но обошелся я всего четырьмя монтажниками.
Года три назад у меня в штате было человек десять — менеджеры по продажам и монтажники. Сразу скажу, что это было до кризиса. Кто бы что ни говорил, но объем заказов у всех снизился, поэтому и экономят все. К примеру, года четыре назад я бы ни за что не полез сам что-то монтировать. Не хотелось, да и амбиции не позволяли (у меня были штатные монтажники, пусть они и лезут).
Сейчас если могу выполнить работу сам, то вообще никого не буду нанимать.
К примеру, перед этим Новым годом был большой объем работ. Нанятые ребята не успевали, кого то еще привлекать — нерентабельно. В один из дней я взял с собой одного проверенного монтажника, и мы оформили с ним три коттеджа. Ничего зазорного в этом теперь не вижу.
Кроме кризиса есть еще одна не очень радужная тенденция — малый бизнес съедается крупными игроками. Это заметно во всех отраслях. Как простой наблюдатель: раньше была масса магазинов шаговой доступности, а сейчас кругом «Пятерочки», «Монетки», «Кировские». На моем рынке то же самое. Я не буду отрицать и без стеснения скажу, что у меня мелкий бизнес, но несколько лет назад мне вполне его хватало на удовлетворение потребностей своих и своей семьи. Были клиенты, были заказы, были деньги. Сейчас то время прошло, и надо что-то менять, чтобы сохранить уровень жизни, к которому привык. Мысли есть, посмотрим. В одном уверен — что даже если расширяться и активно искать новых клиентов, то пока это делать или своими силами, или силами привлеченных внештатных людей.
Штатные сотрудники — это не только в ущерб экономике, с ними вообще много сложностей.
У меня бизнес сезонный: ноябрь-декабрь — густо, начало года — пусто. А тех же специалистов по монтажу не интересует, есть у меня сейчас заказы или нет. Солдат спит, служба идет — это про них. За «попо-часы» свои оклады все равно получали. То, что у меня в штате пять монтажников, от этого мне лично ни жарко ни холодно. Кроме того, нет гарантий, что если человек в штате — то ты можешь на него на 100 % положиться. Люди болеют, люди могут что-то отмечать, поэтому они просто-напросто могут не выйти на работу в нужный момент — такое бывало. При этом опять же этим людям я все равно платил зарплату, за этих людей я все равно платил налоги. Еще раз: это не жадность — это элементарный вопрос прибыли и убытков компании.
Аутсорсинг — это еще и свобода выбора.
Привлекая людей в субподряд, я не должен думать — выпивают эти монтажники или нет, об этом думает их работодатель, с которым у меня заключен договор на выполнение определенного объема работ. Я снимаю с себя ответственность и за их безопасность. Монтировать освещение на высоте в 20-30 метров — изначально опасно, поэтому, когда монтажники у меня были в штате, приходилось периодически проверять на любовь к горячительным напиткам. Я как работодатель нес за них ответственность, а сейчас этого нет. Плюс сильно отличается подход к работе у штатных монтажников и монтажников со стороны.
Аутсорсеры заинтересованы выполнить свою работу быстро. У нас оплата с ними за выполненные работы. Быстрее сделали — быстрее взяли другой заказ и в итоге заработали больше.
Чаще всего подрядные организации — небольшие компании, в которых главный монтажник — собственник фирмы. С такими лучше всего работать: они заинтересованы сделать мой объект на пять с плюсом не меньше, чем я сам, потому что, во первых, это гарантирует им последующие заказы от меня, а во вторых, им не нужно объяснять, что такое клиентоориентированный подход к работе. В общем, качество почти всегда гарантировано.
Монтажных организаций в городе много, выбор у меня есть. Это, кстати, снова к вопросу о свободе. Когда у тебя в штате есть свой монтажник, ты привязан к нему. Он ведь есть, ты ему платишь, поэтому, когда он, к примеру, заболевает в самый неподходящий момент и не выходит на горящий объект, убытки несешь ты. У тебя нет в загашнике еще нескольких монтажников. Когда же я эти работы перевел на аутсорсинг, то получил возможность выбирать. Не могут одни — с радостью смогут другие. Время решения вопроса — пять минут, просто звонишь в другую монтажную организацию из своего списка и всё. У меня около 10 организаций в записной книжке, и я знаю, кто из них сделает качественнее, кто быстрее, кто дешевле, поэтому в зависимости от заказа и клиента подбираю субподрядчика. Могу сказать, что еще ни разу не было случая, чтобы я оказался без монтажников.
С аутсорсером изначально отношения такие — прав тот, кто платит деньги. Это к вопросу об эмоциональных трудозатратах.
Как только я все процессы перевел на аутсорсинг, так жить стало проще. Помню, как однажды устроил новогодний корпоратив для своих сотрудников: кроме панибратства и разгула, я ничего больше в ответ не увидел. Хотел сделать приятное персоналу, а люди неправильно это поняли. Мое человеческое отношение они перенесли в работу, начав игнорировать просьбы и указания. С той поры зарекся проводить корпоративы.
Сейчас у меня нет нужды контролировать людей, пинать людей, вкладываться эмоционально в людей.
Есть объект, заключаем контракт с монтажной организацией, ребята делают, а я только приезжаю принять работы и подписать акт — всё. Как-то выкроил себе отпуск, уехал с семьей в путешествие. Меня мои штатные монтажники достали звонками. Люди боятся брать на себя ответственность. А аутсорсеров не надо контролировать, им не надо помогать, подсказывать. Понятно, что никто не отменял и с аутсорсерами выстраивание хороших отношений — задел на будущее, но это совсем не то же самое, что эмоциональные вложения в собственных сотрудников.
Не согласен, что передача большинства процессов на аутсорсинг тормозит развитие бизнеса.
У меня были в штате и менеджеры по продажам — целых четыре штуки. Честно говоря, я не увидел от них большого толка. Когда через год после их увольнения сделал срез по объемам продаж, то увидел, что цифры не изменились. То есть обороты компании что с наемными менеджерами, что без них никак не поменялись. В денежном выражении остался тот же самый объем заказов. Получается, что это я на людей работал, а не они на меня. Может, не те люди у меня работали, но пока повторять опыт желанием не горю. Я бы хотел найти толкового помощника и с радостью платил бы ему хорошую зарплату, но если он будет приносить результат. Проблема — в кадрах. Нормальные специалисты все при деле, им не страшен кризис, а те, кто ничего не стоит, они мне не нужны. Если подвернется хороший спец — рассмотрю вариант.
Предприниматели бывают разные: кто-то стремится вырасти и окружить себя большой командой, другие — не очень большой, а третьим она вообще не нужна.
Большой, средний, малый бизнес — все имеют право на существование. Мой бизнес — частица моей жизни. Я не разделяю бизнес и жизнь. Утром заехал к клиенту, в обед передал монтажникам на аутсорсинге материалы для монтажа, потом поехал решать личный вопрос, а вечером — снова работа. И мне даже не нужен офис как таковой, и тем более не нужно, чтобы там сидел штат, который я должен был бы контролировать. Я осознанно завязал на себе все ключевые моменты бизнеса — клиентов, поставщиков — и пока не готов доверить их нанятому сотруднику. Если максимально честно, то я одиночка, но исключительно в бизнесе. По жизни я абсолютно командный игрок: у меня семья, много друзей, играю в хоккей — вид спорта, который не прощает «некомандность». Но в моем бизнесе получилось так, как получилось, и на данном этапе я не готов это менять.
Колонка вышла в журнале «Бизнес и жизнь». Автор — Ольга Раева.