Владельцем франшизы суши-робота «Ем Сам» был екатеринбургский бизнесмен Александр Доронин, умерший 3 октября 2008 г. В настоящее время на Урале работает пять франчайзинговых заведений японской кухн
Владельцем франшизы суши-робота «Ем Сам» был екатеринбургский бизнесмен Александр Доронин, умерший 3 октября 2008 г. В настоящее время на Урале работает пять франчайзинговых заведений японской кухни «Ем Сам» — в Кургане, Нижнем Тагиле, Тюмени (два ресторана разных владельцев) и Уфе. По словам Руслана Мамедова, юриста, представляющего интересы вдовы и детей г-на Доронина, после смерти ресторатора трое франчайзи перестали платить роялти, составляющее 4% от валового оборота заведения. Г-н Мамедов: «Франчайзи полагают, что уход из жизни Александра Доронина освобождает их от финансовых обязательств. Однако действие договоров об использовании товарного знака не прекращалось. Сейчас, по истечении шести месяцев со дня смерти г-на Доронина, в права наследования вступила его вдова Светлана Доронина. И арбитраж должен учесть интересы наследников». Поэтому Татьяна Тиунова, доверительный управляющий наследственным имуществом Александра Доронина, подавшая иски в Арбитражный суд Свердловской области, намерена взыскать долг за четвертый квартал 2008 г. с франчайзи ООО «Дом офицеров» (Уфа) — 160 тыс. руб., с ООО «Корунд-К» (Курган) — 218 тыс. руб. и с ООО «Малькут» (Тюмень) — 529 тыс. руб.
С партнером из Уфы юристы наследников договариваются о мировом соглашении. Двое других франчайзи объясняют свой отказ платить роялти тем, что держатель франшизы не выполнил обязательств по консалтингу и обучению персонала, предусмотренных договором концессии. Ресторатор Анна Попова из Тюмени считает сумму роялти в 529 тыс. руб. завышенной: «Франшизу «Ем Сам» я купила потому, что у меня не было большого опыта в ресторанном бизнесе. Я рассчитывала на серьезную поддержку, но в дальнейшем оказалось, что обо мне просто забыли». Денис Дмитриев, управлявший рестораном «Ем Сам» в Кургане, уверен, что наследники г-на Доронина не заработали тех денег, которые пытаются взыскать через суд: «После смерти Александра Доронина никто из представителей его компании нам больше не помогал, хотя у нас было много проблем, требовавших решения. За что в таком случае мы должны платить?»
По словам г-на Дмитриева, с 1 января 2009 г. курганский «Ем Сам» сменил концепцию (от японской кухни в меню осталась одна страница) и провел ребрендинг (теперь ресторан называется «Сокол-Водка-Бар»). Отказ от прежней торговой марки Денис Дмитриев объясняет падением популярности сети в Екатеринбурге: «Известие о том, что в «Ем Сам» на ул. Пушкина нашли бактерии кишечной палочки, бросило тень и на наше заведение. Репозиционирование мы посчитали единственным выходом».
Руслан Мамедов согласен, что заявление прокуратуры о кишечной палочке нанесло урон имиджу «Ем Сам», хотя ему удалось убедить суд, что ресторан закрывается по другой причине. Его отношение к неплательщикам роялти остается прежним: «Есть судебная практика — за незаконное использование товарного знака можно отсудить от 100 тыс. руб. до 5 млн руб.».
Бизнесом г-на Доронина теперь занимаются его вдова и сын. После того как екатеринбургские заведения на ул. Пушкина и на ул. Радищева закрылись, в городе осталось два суши-робота «Ем Сам» и две пиццерии «Моретти». Проект, связанный с рестораном THE LIDO, свернули — помещение на ул. Карла Либкнехта сдано в аренду. В июле-августе Светлана Доронина планирует открыть после ремонта «Ем Сам» на ул. Красноармейская. Г-жа Доронина: «Большинство людей, работавших с Александром Дорониным, остались в компании и помогают нам поддерживать торговлю технологическим оборудованием для заведений общепита и ресторанный бизнес. Франчайзинговое направление «Ем Сам» мы намерены развивать — этот формат интересует предпринимателей из других городов. И готовим новые ресторанные проекты в Екатеринбурге, прежде всего для средней ценовой категории».
Пока наследники строят планы, доверительный управляющий г-жа Тиунова отправилась в Геленджик, где, по некоторым данным, работает клон екатеринбургского суши-робота «Ем Сам», не отчисляющий держателям бренда ни копейки. Число исков может увеличиться.