Чтобы работа приносила в жизнь меньше стресса, ее нужно строго контролировать. Десятки исследований доказывают, что делать это нужно на всех уровнях, от физического до эмоционального.
Работа часто приводит к стрессу — временному или даже хроническому. Русская служба Би-би-си собрала рекомендации психологов, социологов и других исследователей о том, как избежать «выгорания» и чувствовать себя на работе более-менее счастливым.
1. Разделяйте работу и жизнь. Даже в мыслях
Мысли о работе вызывают неврозы, которые плохо влияют на жизнь. Эта, казалось бы, и так логичная мысль подтверждена наукой на основе теории границ - дисциплины, изучающей отношение человека к пространству и времени, которые он считает своими собственными.
Если вы проверяете почту, придя домой с работы или в выходной, есть риск, что это приведет к неврозу. Даже просто думая о том, что сейчас может быть у вас в рабочем ящике, вы подвергаетесь такому же риску и вероятнее всего подвергаете ему близких.
Теория изложена в работе доцента Политехнического университета Вирджинии Уильяма Беккера, озаглавленной «Нежный убийца: мониторинг электронных коммуникаций и психологическое состояние сотрудников и их супругов».
Требования, которые предъявляют работа и нерабочая жизнь, конкурируют между собой, и люди сталкиваются с дилеммой, которая рождает чувство беспокойства и ставит под угрозу и рабочий процесс, и личную жизнь, — пишет Беккер.
Ответственность за создание атмосферы нервозности в конечном итоге лежит на начальнике - к такому выводу приходят Беккер и его соавторы. Начальство, пишет Беккер, всегда дает сотрудникам понять, ожидает ли оно от них работы в режиме «постоянной включенности».
«Такие ожидания — реальные они или воображаемые, становятся причиной выгорания и дисбаланса между работой и личной жизнью. Это причиняет гораздо больше вреда, чем потеря времени, необходимого, чтобы прочитать и ответить на все рабочие письма, придя домой», — пишут авторы исследования.
2. Не думайте о зарплате, наслаждайтесь процессом
Учеными доказано, что мысль о вознаграждении в конце сложного и долгого труда — например, мысль о зарплате в конце месяца — не придает человеку мотивации. В опубликованном в июле этого года исследовании Кейтлин Вули, доцент кафедры маркетинга Высшей школы менеджмента им. Джонсона в Корнелле, поясняет:
Мотивация меняется по мере того, как меняется сила ассоциации между действием и определенным его результатом.
Проще говоря, это значит, что работа вызывает внутреннюю мотивацию тогда, когда она воспринимается как самоцель.
Ее теория подкреплена экспериментом, в ходе которого участникам давались разные задания (например, посмотреть видео, выполнить задание или почитать книгу). По итогам выполнения работы им либо давали шоколад, либо платили деньги. Оказалось, что чем раньше человек получал награду, тем очевиднее для него была связь между рабочим процессом и удовольствием от получения приза или платы. И в результате внутренняя мотивация увеличивалась.
3. Отгораживайтесь от инфошума
Включив рабочий компьютер, человек попадает сразу в несколько коммуникационных сред. Разная информация поступает к нам по разным каналам, требуя от нас реакции. Этот эффект информационного шума приводит к тому, что в итоге мы отвлекаемся, и как минимум пара часов в день уходит на бесцельное блуждание по соцсетям. Кроме того, увеличивается рабочий стресс.
Летом 2017 года аналитический центр «Битрикс24» опросил более тысячи представителей российских компаний, в итоге 67% участников опроса заявили, что ощущают давление инфошума в течение рабочего дня. Около трети респондентов признались, что берут в руки телефон каждые шесть минут или чаще, а также не могут концентрироваться на одной задаче более 10 минут. Компании по-разному решают эту проблему, популярная мера — регулирование информационной среды в офисе, но проблема скорее в биологическом устройстве человека.
Когда человек делится информацией о себе — а именно из этого состоит большая часть нашей активности в соцсетях — у него активизируется выработка дофамина. Именно поэтому в те моменты, когда на работе от нас требуется концентрация или нам просто трудно, мы думаем о соцсетях, лезем в карман за телефоном, и продуктивность падает.
4. Не будьте трудоголиком
Если вам кажется, что вы незаменимы, следующий этап - нервный срыв, считает исследователь Гордон Питерсон. Важно понять, что не каждый человек, который много работает, трудоголик, пишет психотерапевт Брайан Робинсон, автор книги о трудоголиках «Прикованные к столу».
Трудоголизм определяется не тем, сколько часов вы проводите на работе, а тем, что происходит у вас в голове, — пишет он.
Чтобы понять. не трудоголик ли вы, просто ответьте на следующие вопросы. Если большая часть ответов положительна, возможно, стоит задуматься:
- Вы думаете о том, как бы освободить время для работы.
- Вы часто проводите на работе больше времени, чем собирались.
- Вы работаете, чтобы не чувствовать вины, беспокойства, беспомощности и депрессии, и это вам помогает.
- Если вам запрещают работать, вы впадаете в подавленное состояние.
5. Общайтесь с коллегами, чтобы избежать депрессии
Депрессия — один из самых распространенных психологических недугов. Депрессия на рабочем месте тоже распространена. Психологи в США оценивают экономический ущерб из-за рабочей депрессии у сотрудников в $44 млрд в год, указывает журнал Psychology Today.
Большая часть этого ущерба объясняется не отсутствием людей в офисах из-за депрессии, а так называемым презентеизмом — люди приходят в офис несмотря на депрессию и работают далеко не в полную силу.
Главное, конечно, не абстрактные цифры финансового ущерба и не абстрактные понятия наподобие презентеизма, а то, что миллионы людей во всем мире работают вопреки депрессии, страдая от этого.
Более того, в условиях офиса считается неприличным говорить о психологическом состоянии, а если выясняется, что человеку диагностировали депрессию, к нему часто начинают относиться с подозрением. В рабочих коллективах все еще существует табу на разговоры о психическом здоровье.
Как показал прошлогодний опрос в Британии, открыто обсуждать на работе болезни готовы 36% британцев, нехватку денег — 26%, секс — 18%, а свое психическое здоровье — только 13%.
Таким образом, впавшие в депрессию люди часто решают работать несмотря на нее, вплоть до нервного срыва.
Теги: карьера, исследование, качество жизни