«Теперь и директорам, и менеджерам нужны большие уши и маленький рот». Почему российские компании часто страдают от двух проблем, и почему систему управления необходимо изменить — Ицхак Адизес.
В чем состоят две основные проблемы российских компаний и почему необходимо министерство дебюрократизации — об этом в интервью РБК рассказал один из самых именитых консультантов в сфере управления, основатель Adizes Institute Ицхак Адизес. Ниже в краткой форме изложены основные тезисы г-на Адизеса.
«Самая большая беда ваших компаний — это автократия, корни которой кроются в истории страны». Во времена царской России и СССР люди не были собственниками и не понимали, что они получат от изнурительного труда. Это явление наблюдается и сейчас: «все хотят демократизации, с другой — когда в компании появляются открытые, свободно мыслящие менеджеры, их моментально выдавливают оттуда». Ситуация должна измениться с уровня рядовых сотрудников, считает г-н Адизес.
Вторая крупная проблема большинства российских компаний — коммунистическая система центрального планирования. При разработке продукта компаниям нужно идти от маркетинга и продаж, то есть от рынка, а не от производства. Чтобы решить эту проблему, необходимо будет перестроить всю структуру компании и систему приоритетов.
«Если вы хотите пользоваться человеческим капиталом и созданными в стране инновациями, а не упускать все это за границу, вам нужно прежде всего покончить с бюрократией». Для этого консультант предлагает создать в России министерство дебюрократизации, которое мог бы возглавить предправления Сбербанка Герман Греф. При этом реформы стоит начать с экономической сферы, а не с политической, уверен Ицхак Адизес. Главной бедой России он считает коррупцию: люди в какой-то момент просто не смогут ее выносить.
«Теперь и директорам, и менеджерам нужны большие уши и маленький рот». Они должны уметь следить за тем, что происходит в коллективе. Времена единовластия прошли: управленцы должны стать более скромными, открытыми и уважительно относиться к мнению своих сотрудников. Директивный подход с миллениалами не работает, их стоит мотивировать не деньгами, а миссией, в которую бы они поверили.